Житие святителя Амвросия, епископа Медиоланского (Миланского) (397 г.). 20 декабря
Сей великий святой отец Православной Церкви происходил из знаменитого рода; его отец занимал должность царского наместника в Галлии и Испании, но по вере был язычником, а мать была христианкой. Однажды, когда Амвросий еще лежал в колыбели, спустился на него пчелиный рой, излил в его уста нектар и улетел. Еще будучи дитятей, простирал он руку и пророчески вещал: «Целуйте, ведь я буду епископом». По смерти своего отца император поставил Амвросия наместником Лигурийской области со столицей в Mедиолане. Когда умер епископ этого города, вспыхнула ожесточенная распря между православными и арианами касательно избрания нового архипастыря. Амвросий, по долгу службы, вошел в церковь для поддержания порядка. При этом некий младенец у материнской груди воскликнул: «Амвросий – епископ!» Сие знамение народ воспринял как голос Божий, и, вопреки воле самого Амвросия, все единогласно избрали его епископом. Амвросий крестился и за неделю прошел все предварительные степени посвящения, после чего был рукоположен в епископа. Взойдя на кафедру, он утвердил православную веру, потеснил еретиков, украсил церкви, распространил веру среди язычников, написал многие назидательные книги и явил собой пример настоящего христианина и христианского пастыря. Составил он и известное благодарственное песнопение «Тебе, Бога, хвалим». Сей достославный иерарх, которого за его рассудительность и красноречие посещали люди из дальних стран, был чрезвычайно воздержным, трудолюбивым и бодрственным. Спал он мало, трудился и непрестанно молился Богу, постился во все дни, кроме субботы и воскресенья. Посему Господь дал ему как видеть многие Божии чудеса, там и самому их творить. Святитель Амвросий открыл мощи святых мучеников Протасия, Гервасия, Назария и Келсия (см. 14 октября по ст. ст.). Кроткий к простым и малым людям, он был неустрашимым перед высокими и знатными. Изобличил царицу Иустину в том, что держится она ереси; проклял Максима, тирана и убийцу; запретил императору Феодосию вход в храм, пока тот не покаялся в своем грехе, а с Евгением, самозванцем и узурпатором, даже встречаться не захотел. Сему богоугодному мужу Господь даровал толикую благодать, что и мертвых он воскрешал, и бесов из людей изгонял, и больных целил от всякого недуга, и прозирал в будущее. Мирно упокоился он на рассвете Пасхи в 397 году.
Амвросий, поздно к вере обращенный,
Амвросий, быстро Духом освященный,
Столп истины, светильник благочестия,
Воин Христов, гонитель всякого нечестия.
Ты Церкви Божией изрядно послужил,
Еретиков попрал и паству возрастил.
И Церковь архипастырю достойно воздала:
Прославила любовью его веру и дела
(И Ангелы небесные возносят песнопения
Тем, кого славим мы из поколенья в поколение).
Святитель сей прославлен как пастырь и отец,
Как верой чудотворец и божественный мудрец.
Премудростью своею Соломону в міре равный,
Сиял он всей вселенной, как светоч православный.
И горний мір и дольний он призвал к благодарению;
Хвалу мы ныне Господу возносим за спасение,
Щедротам Его велиим и силе поклоняемся
И вечной правде Божией и славе удивляемся.
О милостивый Боже, дивен Ты в Своих святых,
Избави их молитвой нас от прелестей земных.
Рассуждение:
Страх перед Богом изгоняет из сердца любой страх перед людьми. У всех великих иерархов Православной Церкви мы отмечаем дивное сочетание кротости и бесстрашия. Святитель Николай ухватился за меч палача, чтобы не усекнул тот невинных людей. Святитель Иоанн Златоуст обличал проступки царицы Евдоксии, невзирая на все неприятности и опасности для жизни, которым он себя из-за этого подвергал. Подобным образом поступали и весьма многие другие иерархи. Император Валентиниан Старший, выслушав строгие обличения святителя Амвросия, сказал ему: «Знал я твою неустрашимость, оттого и помог тебе быть избранным в епископы; исправляй наши прегрешения, как учит Божественный закон, и врачуй наши неправды». Когда Валентиниан Младший, по навету своей матери Иустины, арианки, приказал уступить медиоланский собор еретикам, святитель Амвросий заключился в церкви с верующим народом и три дня не хотел из нее выходить, а царю и царице велел передать, что если хотят они его смерти, то готов он в любую минуту здесь же, в соборе, быть прободенным либо мечом, либо копьем. Услышав об этом, царь с царицей отменили свой указ. Когда в Фессалонике вспыхнул некий мятеж, во время которого, по повелению императора Феодосия Великого, было казнено около 7 тысяч людей, святой Амвросий настолько осерчал на царя, что, когда тот посетил Медиолан и захотел войти в храм, святитель воспретил ему вход. Царь сказал Амвросию: «И Давид согрешил – и не лишился Божия милосердия», – на что епископ ему ответил: «Если ты подражал Давиду во грехе, то подражай ему и в покаянии». Царь постыдился, вернулся назад и горько раскаялся в соделанном грехе.
Рассуждение
Бесчисленными способами Живой Господь милует и наказует, избавляя верующих от напастей, обращая неверующих в верующих и карая неисправимых гонителей веры. Злой и жестокий (также: преступный, порочный. – Ред.) Максимин, казнив дивных Христовых мучеников Мину, Ермогена и Евграфа, сел на корабль и вместе со свитой отплыл из Александрии в Византию. Но внезапно ослеп глазами, будучи прежде слепым душой и разумом. Стал он жаловаться своим присным, что невидимые руки бьют его беспощадно. Вскоре после этого погиб он злой смертью, ибо и всю жизнь провел во зле (в серб, букв.: люто скончался, как люто и жил. – Пер.). В эпоху святителя Амвросия имел место и такой случай. Еретичествующая царица Иустина подговорила некоего Евфимия, медиоланского сановника, во что бы то ни стало арестовать ненавистного ей епископа и отправить его в изгнание куда-нибудь подальше. Евфимий снарядил повозку и поселился в одном из домов близ церкви, чтобы легче можно было подсторожить епископа наедине и увезти из города в этой повозке. Но как раз в тот день, когда уладил он и подготовил всё, чтобы Амвросий был схвачен, пришел царский указ, гласящий, что Евфимий за какие-то свои проступки должен быть немедленно отправлен в ссылку. В тот же день воины пришли, связали злоумышленника и увезли его в дальние края на той самой повозке, которую приготовил он для святого Амвросия. В другой раз в храм, в котором служил святитель Амвросий, вошел некий арианин, намереваясь услышать из уст его нечто такое, за что можно было бы его потом обвинить. Осмотревшись, еретик увидел, что сей Божий святитель поучает народ, – и вдруг рядом с ним узрел он светлого Ангела, шепчущего ему слова на ухо. Весьма устрашившись такого видения, арианин постыдился самого себя, отверг ересь и вернулся в Православие.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.