Усердие ко храму и богослужению. (Слово в день Покрова Божией Матери. 1907 г.)

Усердие ко храму и богослужению. (Слово в день Покрова Божией Матери. 1907 г.)

В чудную область благочестивой древности переносит нас воспоминаемое ныне событие. Духовными очами видим мы благолепный Влахернский храм Богородицы в Царь-граде, во всей красе ночного богослужения; видим торжественный собор священнослужителей, во главе со святым патриархом Тарасием; видим многочисленный народ, горячо молящийся об избавлении от врагов, и с ним благочестивый царь Лев Мудрый. Видится и слышится наше возвышенное православное богослужение. Идёт продолжительное, буквально всенощное моление, но бодры духом богомольцы, усердна молитва, и эта молитва окрылила души, открыла очи веры, отверзла и самое небо. К концу всенощного бдения, в четвёртом часу утра, преподобный Андрей с учеником своим Епифанием – оба нам родные по крови, славяне, – видят на воздухе Пресвятую Богородицу с ликами святых ангелов, пророков и апостолов, молящуюся за род христианский пред Сыном Её и Богом, и осеняющую народ честным Своим покровом.

Перенесёмся теперь мысленно из этой чудной области древнего благочестия к нашему теперешнему времени и к нашему теперешнему положению. И мы теперь в храме; тоже видится и слышится богослужение... Но простёрт ли и ныне над верующим народом покров Богоматери, в общении ли пребывают с нами лики святых? Веруем твёрдо и исповедуем открыто, что это так. «Христос Иисус вчера и ныне, Тот же и во веки», говорит святой Апостол (Евр. 13:8). И Церковь Его пребывает вечно, и слово Его не мимо идет: «Где два или три соберутся во имя Моё, там и Я посреди их» (Мф. 18:20). Истина эта особенно близка к сердцу нашему ныне, ныне же она особенно ясно проповедуется и Церковью. Дева днесь, – поётся в богослужебной песни нынешнего праздника, – т.е. Дева и ныне, и сегодня предстоит в церкви и с ликами святых за нас невидимо молится Богу... Не видим мы этого телесными очами, но видим очами веры. Были некогда во Влахернском храме многочисленные богомольцы, но не удостоились чудного видения; был царь, за свой разум и познания прозванный Мудрым, был патриарх, признанный Церковью святым, но увидел Богородицу только убогий слуга вельможи, наш единоплеменник, славянин Андрей, Христа ради юродивый. Такого видения достигают только избранные и после долгого духовного подвига и опыта.

Но если Дева и ныне, и сейчас, и всегда предстоит с нами во храме, то какую же святыню, какое сокровище неоценимое, какое место высокое представляет собой наш храм! Знали это и в Ветхом Завете, когда Любовь Божественная ещё не во всей полноте и ясности была открыта людям. С каким восторгом, с какой пламенной любовью желал водвориться в храме святой царепророк Давид! Окружённый бедствиями; ожидающий каждую минуту, что вот восстанет на него брань, ополчится на него враг; оклеветанный врагами, преследуемый злобными гонителями (Пс. 26:2–3, 10–12); огорчённый потерей всего милого сердцу и изменой ближних и друзей, – о чём он молит Господа, чего прежде всего желает душа его?! «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати ми храм святый Его!» (Пс. 26:4–5). В Новом Завете Бог открыл Себя людям, насколько они вместить это могут. Поэтому и храм новозаветный есть полное и действенное открытие Божества. Тем более он должен привлекать к себе верующих. Здесь – Бог, Утешитель скорбящих; здесь – общение святых, отшедших в жизнь вечную и не забывающих братию, странствующую на земле; здесь – веяние неба, здесь – дыхание страны вечной. Нужно ли тебе вразумление, тяготят ли сомнения, мир ли наводит на тебя мрак свой, окружили ли тебя враги и клеветники и ищут души твоей: молись здесь пред Светом, просвещающим всякого человека; молитва озарит твою мысль, рассеет образы лукавого мира. Грех тяготит тебя, совесть взывает, близок ты к отчаянию: здесь же, во храме милосердия, для совести твоей даётся елей милости и врачевание веры в таинстве покаяния, здесь же, в жажде вечного общения с Высочайшим Богом, самым делом ты соединишься с Ним и в молитве, и в беседе, и во святом Причащении.

Зачем же ты не идёшь в открытую врачебницу? Зачем это охлаждение к храмам и богослужению, которое ныне так охватило русский народ? Зачем пустота в храмах и многолюдство в домах веселья, легкомыслия и разврата? Зачем и это небрежение к святыне со стороны тех, которые ещё посещают храм? Ты стоишь здесь с рассеянными мыслями, с блуждающим взором, ты входишь сюда, как в обыкновенный дом... Слышишь ли грозное обличение апостола: «Или домов не имате? Или о церкви Божией нерадите?» (1Кор. 11:22). Неблагодарный и безумный! Церковь ведь о тебе молится, о твоих близких живых и умерших, о твоём спасении, о твоём счастье, – а ты не хочешь внять её голосу? Церковь окружила тебя здесь образами, возбуждающими в душе всё святое и возвышенное, она одела своё богослужение в благолепную ризу песней и молитв, в красоту обрядов и священнодействий, а ты, как раб ленивый и злой, стоишь холодный и невнимательный, с каменным сердцем! В таком случае, по своей вине ты не спасаемый, а гибнущий!

В чём спасение и гибель для одного отдельного человека, в том спасение и гибель для целого народа. Спасаемый ли или гибнущий народ наш? Окружённый ныне бедствиями, видящий, что восстаёт на него брань и ополчается враг, оклеветанный, расхищаемый внутренними врагами и предателями, испытавший столько ударов, он восстанет в силе и крепости, он воспрянет оживить древнюю свою мощь и славу, он сбросит с себя путы и узы, как Сампсон, пока пребудет в молитве, вере и благочестии. И он будет в плену у врагов, если, как Сампсон, забудет святые обеты, изменит Богу и предаст тайну силы своей – тайну веры и благочестия соблазнительным речам нового блудного мирского воззрения на власть, на государственность, на земную жизнь. К Богу, к Церкви, ко храму, к молитве, к общению святых, к религиозному воодушевлению, к нравственной чистоте, к подвигу святости – вот куда зовёт тебя, русский народ, нынешний праздник. И если ты в покаянии и молитве, не ожесточив сердца, а смягчив его верой, глас этот услышишь, и, как древле, всенародно, во главе с Царём, во главе с Церковью и её служителями останешься твёрдым в вере, уповании и молитве, – то твёрдо знай и разумей: Дева и ныне предстоит с тобой в Церкви и с ликами святых невидимо молится о нас Богу. Дева и ныне покрывает народ, страдающий и верующий, честным Своим покровом. И Бог сил, Бог мира будет с нами! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх