Небесный над нами простерт Покров Святых; как сподобиться милостей их? 1864 г.

Небесный над нами простерт Покров Святых; как сподобиться милостей их? 1864 г.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы преутешительное и преотрадное умным очам нашим открывает зрелище! Открывает небо и там Владычицу Богородицу, о нас ко Господу ходатайствующую, и вслед себя увлекающую к тому же ходатайству и весь сонм Святых, сильных дерзновением пред Господом; за ними же открывает и Самого Господа всяческих, внемлющего ходатайству сему и на него преклоняющегося. Преотрадно сие! Ибо из сего ходатайства Пресвятой Богородицы со всеми Святыми и преклонения Господа к нам составляется небесный многомилостивый Покров над нами, преисполненный благодатей, всегда готовых обильно излиться на нас.

Внемлем сему, братие, Покров сей непрерывно простерт над нами, и мы непрестанно стоим под ним. Мы окружены нуждами душевными и телесными, а там – всякая помощь, всякое благо и всякий дар. Прострем руки – и примем дар, отверзем сердце и уста – и исполнимся благ, воззовем – и привлечем помощь. Но, хотя и готово нам оттоле всякое даяние, надо однако же нам и со своей стороны приготовить вместилище для принятия его – привлечь и приять. Вместилище для принятия – сердце жаждущее, имущее, сила привлекающая – слезная уповательная молитва, руки приемлющие – сыновнее дерзновение со смирением. Если так настроимся, будет между нами и Покровом небесным непрестанное общение. Мы будем тогда земля жаждущая, а тот – облако орошающее и напояющее. И, если б действительно было так, были бы мы во всем совершенны, и ни в чем же лишены. Нет сего последнего, верно, оттого, что нет первого. Иначе понять нельзя, как еще есть между нами лишенные чего-либо, когда и всепромыслительная благость объемлет нас, и ходатайство о нас есть непрестанное на небе – когда Ангелов Хранителей имеем и соименных святых ходатаев-попечителей?! Не от чего другого сие, как от того, что дара небесного принять и не во что, или нечем, или не за что. Поясню вам сие – духовное – тем, что бывает в видимых явлениях. Когда собираются облака на небе и покрывают все видимое нами небо, они бывают полны световым веществом, которое называют электричеством. Вещество сие любообщительно и, как только есть где готовность принять его, оно тотчас исходит и явно бывает – и там – на небе, и здесь – на земле. Привлекают его предметы – высокие, острые, чистые; проводит влажность, течение воздуха. Когда есть что из сего в земных вещах и в такой силе, что способно привлечь его, оно нисходит на землю, а когда нет, не нисходит и облака проходят так. Точь в точь то же бывает и в духовной жизни. Покров небесный простерт, как облако над нами, и исполнен небесных благодатей – любообщительных, готовых тотчас низойти, если есть между нами лица, привлекающие и способные принять, – такие, то есть, лица, кои по свойствам своим духовным подобны предметам вещественным, привлекающим из облаков свет. Вот сии свойства! Что в вещественном – высота, то в духовном – смирение, ибо оно у Господа высоко; что там острота, то здесь устремление ума на небо; что там чистота, то здесь искренность желания небесных вещей; что там течение воздуха, то здесь движение святых чувств и помышлений; что там влажность, то здесь сокрушенное и слезящее сердце; что там теплота, то здесь горение духа, уповательною молитвою согретого. Кто исполнен сих чувств и расположений, тот не может не привлечь из простертого над нами Покрова небесного желаемой и искомой благодати. «Просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7,7).

Так всегда и бывало, что, когда или целый сонм людей, или одно какое лицо, в чувстве нужды духовной или телесной, смиренно обращались к Богу, со слезною, сокрушенною, уповательною, неотступною молитвою, – небесная помощь и заступление не замедляли. Назначат пост, соберутся все в храме, молятся день и ночь и услышаны бывают; или один кто запрется в храмину, затеплит лампаду и начинает вопиять к Щедродавцу: «О, Господи, спаси! Владычице, помози!» И помощь приходит. На всенощных, когда во время литии часто поют: «Господи, помилуй» – это взято с того, что в нуждах народных все падали ниц и в слезах непрестанно взывали: «Господи, помилуй!» И встать не хотели от силы и теплоты уповательного прибегания к Господу. При таких-то болезненных воплях и Покров Пресвятой Богородицы являем, и всякая другая народная или частная помощь – чрез Пресвятую Богородицу, или других Святых – бывает только при этом. Так-то, чтобы получить благодать свыше, надо смиренно припадать и болезненно вопиять. Ничто так не лишает нас небесной помощи, как самоуверенность, надежда на людей и хорошую обстановку внешнюю. Все сие и подобное ведет к Богозабвению и свидетельствует о нем. Богозабвением недугующий – предпринимает ли что, всегда опирается на средства, какие полагает в себе; или нужде какой подвергается, избыть от ней чает пособиями, какие видит вокруг себя, – а к Богу не обращается. Вы не увидите его ни в церкви, ни дома на молитве. А когда так, какой ожидать ему помощи свыше! Вот он и оставляется самому себе и своим способам. А человек что есть, и что есть все, чем он обладать может? «Трость сокрушенная» (Ис. 42, 3), «трава» (Ис. 40, 6–71Пет. 1, 24), «пар» (Иак. 4, 14). Жить, надеясь только на себя, – то же, что идти по тинистому месту: то и дело будешь погружаться в тину неудобств и препятствий, кои вяжут и не дают двинуться вперед. Уповающего же на Господа милость обыдет – милость, знаменующаяся благоуспешностию и скорою во всем помощию.

Но чтоб так было, – не тогда только надо возгревать привлекающие небесный Покров расположения, когда застигнет нужда какая или беда, а иметь их надобно постоянно в сердце своем, чтоб и быть постоянно под Покровом небесным. Дома утром и вечером молиться, и так почасту обращаться умом своим к Господу и всем Святым – в церковь Божию ходить, – как только есть возможность, особенно в воскресные и праздничные дни, среду и пятницу поститься, и тем паче соблюдать все большие посты, равно как и прочие молитвословия церковные исполнять. Всем сим свидетельствуется, что мы на себя не полагаемся и всего чаем с неба – от Господа, и установлено все сие затем, чтоб возбуждать и укреплять в нас такое расположение. Кто дома не молится и в церковь нейдет, значит не чувствует нужды в небесном Покрове; не чувствует нужды – не ищет его; не ищет – лишается его. Чем больше таковых, тем хуже для дома, града и веси, тем больше сокращается Покров небесный, или совлачается и сдвигается с тех мест. Где церкви пусты и народ начинает чуждаться церкви и всего церковного, там жди и скорого вразумления бедами, или совершенного оставления Божия. Избави нас, Господи, от сего!

Я нарочно свел на это речь мою, чтоб и вам сказать: не ослабевайте в ревности посещать храмы Божии. Ныне ведь праздник большой, а вчера вас в церкви было не так много. Если под этакий праздник мало, – то под воскресение еще меньше, а в простой день и совсем никого. Театр и зрелище какое, в какой день ни будь, всегда битком набиты; а церковь оставляется и в большой праздник! Как это неизвинительно. Вечер ведь: какие дела? Верно, никаких; и так время пропадает; а если и есть какое дело – ночь твоя; эти же два часа отдай на молитву. Помощь свыше придет неожиданно и спорость в делах подаст. Я знал одного человека многодельного, который уверял, что если когда не поленится сходить в церковь, то кончал в час и в два дело, на которое в другое время употреблял часов пять и более. Так и в будни ходить в церковь надобно, а не только в дни праздничные и воскресные. Церкви у нас – с раннего утра до вечера – непрестанно отворяются, с приглашением на молитву, – и все бывают пусты. Кто-то зайдет; а жителей у нас десятки тысяч. Что же, все довольны?! Никто ни в чем нужды не имеет и никакой беды не чает?! Когда бы так! И когда бы не пал на нас укор Пророка: «Уты, утолсте, разшире, – и забы Бога сотварившего его» (Втор. 32, 15).

В других местах и в будни много бывает народа в церкви; в воскресенье же и в праздники и не протеснишься. А у нас что?! Одуховились мы, или устарели в христианстве! Но старость есть возраст молитвенный, а одуховление и знаменуется прилежною молитвою. Скажешь: «Дома помолюсь». Нет; не пойдешь в церковь, и дома не помолишься; ибо леность, которая не пускает тебя в церковь, с тобою остается; а если и помолишься – не помолишься так, как помолился бы в церкви. Уже не стали ль мы охладевать к церкви Божией, и охладевать оттого, что и к вере святой хладными становимся! Ах, братие, осмотритесь! В церковь не сходить раз-два нехорошо; но все еще не велика беда. Но когда сердце к вере начинает хладеть, тут подходит беда смертная! В смертный час тело охладевает: и душа, когда хладеет, значит – замирать духовно начинает. И это холодность такого рода, что, не останови, тотчас захватит всю душу и заморит жизнь ее. Остережемся же, братие, и если есть в нас признаки такой беды, поспешим отвратить ее – возгрянем в себе духа молитвенного, Покров небесный на нас привлекающего и всякую благодать из него извлекающего.

Владычица Богородица! Покрой нас честным твоим Покровом и избавь нас от всякого зла – и телесного, паче же душевного, – моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спастися душам нашим. Аминь.

Наверх