Седьмой день. Поучение 1-ое. Свт. Амвросий, еп. Медиоланский.
Уроки из его жизни: а) необходимость воспитания с ранняго возраста; б) избрание на служение Церкви совершается не случайно, но по указанию Божию и в) нужно повиноватъся церковному священноначалию).
I. Св. Амвросий, епископ медиоланский, память коего совершается ныне, родился в 340 г. в Галлии, где отец его был правителем. В детстве лишившись матери, он был старательно воспитан благочестивою сестрою. Получив блестящее образование, он сделался правителем двух италийских областей. Префект Проб, посылая его в области, сказал: «управляй ими не как судья, а как епископ». И Амвросий действительно правил милостиво, и все любили его. В 374 г. избирали епископа в Медиолан, и произошло разногласие по случаю сего выбора. Амвросий начал приводить к миру ссорящихся, и вдруг в толпе послышался детский голос: «Амвросий епископ!» Слова эти сочли за внушение свыше и, несмотря на сопротивление, выбрали Амвросия в епископа, который своею святою жизнию и ревностью к славе Божией и спасению душ ближних вполне оправдал избрание. Император и народ, любившие Амвросия префектом, еще более полюбили епископом. Амвросий усердно и весьма успешно боролся с еретиками-арианами и умиравшим язычеством: в своем сочинении о вере он основательно опроверг все возражения арианския; достиг того, что у язычников были отняты имения, принадлежавшия капищам, и уничтожены почести и преимущества их жрецов. Однажды император Феодосий, во гневе, велел предать смерти несколько тысяч возмутившихся солунян. Амвросий написал царю письмо, упрекавшее в жестокости. Когда же Феодосий, не отменив своего жестокого приговора, вошел в собор, чтобы причаститься св. таин, то Амвросий не допустил его до причащения. Царь сказал Амвросию, что и Давид согрешил, но не лишился милости Божией; но Амвросий отвечал: «ты подражал Давиду согрешившему, подражай ему и в раскаянии». Царь принес раскаяние, и был допущен до причащения. Св. Амвросий предузнал свою кончину и скончался в 397 году. Он основал много монастырей на западе и оставил много сочинений. Ему принадлежит церковная песнь «Тебе Бога хвалим». Мощи св. Амвросия хранятся в Милане. Часть мощей имеется на Афоне.
II. Житие св. Амвросия Медиоланского предлагает нам три назидательные урока.
а) Первый тот, что о воспитании детей в духе христианского благочестия нужно заботиться с ранняго возраста, подобно тому как заботилась о св. Амвросии сестра его, благодаря которой брат ее не только получил блестящее образование, но и сделался благочестивым человеком и усердным служителем церкви Божией.
О воспитании, как о начальном источнике истинного добра и счастия, блаж. Тихон, в своем Задонском уединении, так беседует, смотря на «малое деревцо»: «видим, говорит он, что малое деревцо ко всякой стороне удобно преклоняется, куда ни наклонится; и куда преклонится, туда и растет. Тоже происходит с юным и малым отрочатем... Научится ли добру в юности своей? Добр и чрез все житие будет. Научится ли злу? Как в юности, так и во всю жизнь будет, и из малого отрока может выйти диавол и ангел. Ибо от воспитания, как от семени – плоды, все прочее время жизни зависит». Поэтому, бр., величайшее преступление совершают те родители, которые, имея возможность, не образуют ни ум, ни сердце, ни волю дитяти, будущего гражданина и христианина.
б) Второе назидание, которое мы извлекаем из жизни св. Амвросия, то, что призвание к пастырскому служению бывает не случайно, но по воле Божией. Мы видели, что таинственный детский голос прозвучавший в церкви, где выбирали епископа: «Амвросий епископ»! был принят всеми за указание Божие, и Амвросий был поставлен в епископа, и своею св. жизнию и великими заслугами вполне оправдал свое избрание.
Подобный же пример можно найти и в житиях русских святых.
Елевферию (впоследствии св. Алексию, митрополиту московскому) уже в детстве открыто было высокое назначение его. Раз раскинул он сети на птичек, и долго сторожа их, от утомления задремал. Неожиданно слышит он голос: «Алексий! к чему такой труд твой? тебе надо быть ловцом людей». Пробужденный тем, отрок изумился необыкновенному голосу и имени Алексия. Это видение глубоко запало в душу его; он стал молчалив, оставил игры и много стал думать о жизни и ее назначении. Родители изумлялись перемене жизни его, спрашивали у слуг о причинах перемены, но те могли сказать только то, что Елевферий часто уходил в места уединенныя. Спрашивали самого отрока, отчего он уклоняется от людей и занимается только книгами? К чему изнуряет себя постом? «Не печальтесь о мне, добрые родители, отвечал отрок: не делаю я худого, а желаю успевать в благом; пусть исполнится воля Господня». На 15 году Елевферий уже решился посвятить себя монашеской жизни. На 20 году (в 1320 г.) вступил в московский Богоявленский монастырь и тогда же пострижен с именем Алексия, с тем самым, которое он слышал в сонном видении, за семь лет пред тем. Хотя Богоявленский монастырь был на шумной торговой улице, но Алексий нашел покой здесь, предавшись подвигам. Он проводил время то в храме, то в молитвах келейных; читал книги и усердно изучал священное писание ветхого и Нового Завета; бдением ночным изсушал плоть и очищал сердце. (См. Жития святых, Фил. архиеп. черниг.).
Разсказанное здесь событие побуждает нас, возлюбл. мои братия, питать великое уважение к служителям Божиим и слушаться их, как ловцов душ человеческих для небесного блаженства.
в) Наконец, третий урок, который предлагает нам жизнь ныне прославляемого св. Амвросия,епископа медиоланскаго, тот, что и мы подобно императору Феодосию, отлученному от причащения св. таин и не допущенному в храм, но тем не менее, несмотря на все преимущества своей императорской власти, повиновавшемуся архипастырю, должны повиноваться своим пастырям церкви.
Иисус Христос говорит в евангелии: «если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь»(Мф. ХVIII. 17). Согласно с этим православные пастыри учат, что все христиане должны повиноваться церкви Христовой и отнюдь ни в чем не должны ослушаться ее определений.
Один древний отец и учитель церкви, «Игнатий Богоносец» учит: «потщитеся, возлюбленнии, повиноваться епископам, пресвитерам и диаконам; ибо кто им повинуется, тот слушает Христа, учредившего их, а кто противится им, тот противится И. Христу; противляйся же Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребывает на нем... Не обольщайтесь, братия мои, – кто следует творящему раскол, тот не наследует царствия Божия». (Послан. к Филадельф. гл. III).
Другой св. отец и учитель церкви, «Киприан, еп. карфагенский», говорит: «неимеющий матерью церкви, не может иметь отцем своим Бога; – питающие ненависть к священникам и удаляющиеся церкви Христовой, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, не омоют греха своего и самою кровию; – вне церкви нет спасения». («О един. церк.» см. «Хр. ч.» 1837 г.).
III. Итак напечатлеем, братие мои, в своей памяти душеполезные уроки, предлагаемые нам житием св. Амвросия, еп. Медиоланскаго, ныне ублажаемого св. церковию. Аминь.
13 декабря 1896 г