Проповедь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 14 сентября 2015 г.

Проповедь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 14 сентября 2015 г.

День Покрова всерадостнейший праздник, потому что мы вспоминаем, как святой Андрей на воздухе увидел молящуюся Богородицу, которая простирает свой покров над всеми, кто молился в церкви. Это очень отрадное для всех молящихся людей событие. Оно не только вошло в анналы церковные, но и стало праздником, а в России даже стало праздником великим, в память которого строят храмы, пишут иконы. И даже в духовной академии нашей, где готовят священников (главный центр), храм посвящён Покрову Пресвятой Богородицы, что тоже очень знаменательно: наше духовенство обучается под покровом Пресвятой Богородицы, и все богослужения академические, семинарские проходят именно в этом замечательном храме. Когда мы обращаемся к угодникам Божиим за молитвенной помощью, мы говорим: «Молите Бога о нас!», а когда мы обращаемся к Богородице, мы просим: «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Хотя, конечно, Спасителем является только Христос, но молитвенный опыт Церкви установил, что молитвы Богородицы такие, как мы говорим, всесильные, что Господь не может Ей отказать в Её просьбе. Он начал эти чудеса совершать по Её просьбе, как мы помним, ещё в Кане Галилейской, когда Она попросила помочь на свадьбе, где кончилось вино для гостей, и Господь претворил воду в вино (см. Ин. 2, 1-11). И это Он сделал по молитвам Пресвятой Богородицы.

На сегодняшний день Святая Церковь избирается Евангелие, которое называется Богородичное (см. Лк. 10, 38-42), потому что во все Богородичные праздники читается это Евангелие о том, как Господь пришёл в дом своих любимых учеников: Лазаря, Марфы и Марии. Брат и две сестры. Он часто у них бывал. И вот, Марфа трудилась, чтоб принять дорогих гостей, Христа с учениками, а Мария села у ног Христа Спасителя и слушала, что Он говорил. Говорил Он, конечно, о Царстве Небесном, проповедовал Евангелие. Может быть, в то время Он говорил: В темнице был, и вы посетили Меня (Мф. 25, 36). Может быть, так оно и было. Но евангелист заостряет наше внимание на другом: на том, что Марфа возревновала и с некоторой скорбью в голосе обратилась к Спасителю: «Ну что ж, я одна что ли должна трудиться? Скажи ей, пусть она мне поможет!». Кто рос в многодетной семье, эту фразу очень хорошо знает и помнит, потому что между детьми всегда возникают такие коллизии: «Мам, скажи ему!» или «Пап!», это обычная история. Вместо того, чтобы со смирением делать всё, что нужно, человек всегда хочет какую-то часть перевалить на другого. Обычно все нормальные грешники считают, что он умный, а начальник – дурак, поэтому большинство людей очень недовольны начальством. А чаще ещё другая ситуация, когда один из работников считает, что он трудится больше других, и поэтому когда его обходят с какой-то премией или с очередной медалькой, он очень огорчается, забывая о том, что Господь вообще всё видит и, если надо и будет Богу угодно, то Он может мысли любого человека переменить. Ну вот, такое же разногласие произошло между Марфой и Марией. Но Господь Марфу остановил. Говорит: «Ты вот печёшься о многом, но есть только одно на потребу». Действительно, принимать гостей – это очень хорошая, важная добродетель, это есть служение любви. Но между добродетелями всегда, как и между грехами, есть свои различия. Например, Юрка болтает во время проповеди. Это, конечно, грех, но если б он дрался, этот грех был бы хуже. Мало того, что отвлекает других от службы, ещё и дерётся, то есть зло приносит – было бы хуже. Так же и между добродетелями: не все добродетели равны, а всегда есть добродетель, которая больше другой. И вот, в данном случае добродетель была в том, что Мария слушала Христа Спасителя, может быть, вообще последний раз в этой жизни, потому что она ведь не ходила с Ним постоянно, а только могла Его послушать, когда принимала Его у себя в доме. Вообще, на Востоке трудно увидеть путешествующую женщину. Женщины сидят дома. Поэтому, может быть, последний раз она Его слушала. Вместо этого сменить живую речь Христа Спасителя на то, чтобы греметь посудой? Поэтому Господь говорит: «Она избрала благую часть» (Лк. 10, 42).

И вот так случилось, может быть поэтому евангелист Лука этот эпизод нам преподаёт, что здесь Марфа и Мария – это есть два пути спасения, между которыми на самом деле нет противоречия. Одно есть деятельное служение ближним – это то, что исполняла Марфа. А другое есть вкушение и слагание в своём сердце слов Господних – это тоже очень важно. И между этими направлениями жизни должна быть на самом деле гармония. Поэтому то, что Марфа так вот ревностно заявила, это было неправильно. Если ты служишь ближнему со смирением, то это высоко перед Богом. Но если ты служишь Слову Божию, этот тоже высоко перед Богом, и даже выше. Это не значит, что через одно ты больше спасёшься, чем через другое. Слава Богу, наш великий угодник Божий, преподобный Серафим, говорил так: «Я из купцов, поэтому говорю тебе: ты используй ту добродетель, которая тебе – лично тебе – даёт большую прибыль». То есть торгуй хоть пенькой, хоть навозом – это не важно, а важно, чтобы это давало большую прибыль, если ты купец. Каждый христианин – это тоже купец, но он стяжает не деньги, а Духа Святаго. Так и преподобный Серафим говорит. Если тебе больше благодати даёт служение ближним, усердствуй в этой добродетели, а если больше благодати даёт написание книг или научение многих, займись этим. Мы недавно вспоминали Димитрия Ростовского. Он тысячи и тысячи людей обратил к Богу, к истинному пониманию христианства через те жития святых, которые он написал. То есть один раз написал, потом это было растиражировано, потом со славянского языка ХVIII века переведено уже на язык русский ХIX века, и весь ХХ век Церковь читала его жития. И сейчас, в ХХI веке, многие другие версии житий появились, но всё равно шире, чем сборник Димитрия Ростовского, не найдёшь. И поэтому до сих пор, уже четвёртое столетие пошло, а всё люди читают. Человек давно умер, отошла его блаженная душа в Царствие Небесное, а по его книгам люди спасаются. То есть вот что больше даёт духовную прибыли и какие есть возможности, ресурсы, говоря по-современному, тем можно Богу и послужить, лишь бы это приносило духовную пользу. И поэтому апостол сказал: Кто ест, не уничижай того, кто не ест (Рим. 14, 3). Один ест во славу Божию, другой не ест во славу Божию. Человек сам для себя выбирает путь спасения. Поэтому если Марфа выбрала для себя путь служить ближним и принять гостей – хорошо она делает. Но и Мария, которая выбрала для Себя послушать, что говорит Спаситель, хорошо делает. Она ж не радио «Маяк» слушала, а это можно было бы отложить, потому что, собственно, передача от передачи практически ничем не отличаются, и через два дня всё равно забудешь. А это слова, идущие с Небес, от Самого Христа Спасителя, это уж откладывать никак нельзя. Поэтому нужно со смирением, с почтением воспринимать всегда подвиг другого, а не думать, что то, что ты избрал, это самое лучшее.

Очень часто родители, бабушки настаивают на том, чтобы внук или сын выбрал тот путь, который они ему предназначили, и тем самым калечат ему жизнь. «Вот, ты должен быть врачом!». Ну, собственно, а с какого мороза и кому кто чего должен? А если он хочет быть преподавателем младших классов? Или хочет быть логопедом? Или хочет быть путешественником, художником? Да кем угодно! Каменщиком. Что может быть лучше, чем профессия каменщика? Строить дома из хорошего глиняного кирпича. Замечательно! Днём с огнём такого не найдёшь, будет человек очень нужный. А если человек без желания быть врачом будет врачом, спаси и сохрани от этого врача. Хорошо ещё, если его воспитали человеком с доброй совестью, и он будет аккуратно по схеме всё делать. А плохой врач, как и плохой педагог – это горе для всех. Поэтому очень важно относиться к выбору человека с пониманием и со смирением и не заставлять, не вмешиваться в это таким образом, чтоб пытаться менять человеческую судьбу. К сожалению, по гордости многие люди начинают думать, что им лучше знать, за кого замуж выходить, с кем расходиться, на какой работе работать, какой институт выбирать. Это совсем не правильно и совсем не по-христиански. Другое дело, когда недоросль подходит и говорит: «Я не знаю, какой путь выбрать мне. Пап, вот как ты скажешь, так я и буду делать». Но папа-то поопытней, он видит, что у этого человека есть определённая склонность. А теперь и тесты есть, можно всегда проверить, а годится ли человек в таксисты, например, или нет, кем ему лучше быть, какие профессии по его психофизическим свойствам ему более способствуют. А так, лучше всего по склонности. Если склонности нет, тогда по нужности, по востребованности. Опять же, где принесёт больше пользы. Если больше пользы для людей, тогда от этого будет ему прибыль и духовная. Потому что мы должны при воспитании своих деток и при самовоспитании всё время думать только лишь об одной духовной пользе. Потому что отдавать своих детей туда, где больше денег, это значит просто губить их душу. Наша цель не такая. Если мы хотим, чтобы дети были побогаче, значит они, может, и будут побогаче, но ведь трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Значит, такие родители служат ребёнку препятствием для Царствия Божия. Вот такие родители ещё хуже, чем плохие врачи и плохие педагоги. Избави нас от этого, Господи!

Наверх