Храм. Поучение в праздник Покрова Богоматери, 1894 г.

Храм. Поучение в праздник Покрова Богоматери, 1894 г.

Дева днесь предстоит в церкви и с ликами святых за ны невидимо молился Богу.

В чудную область благочестивой древности переносит нас воспоминаемое ныне событие. Видится благолепный Влахернский храм Богородицы во всей красе ночного богослужения, видится торжественный собор священнослужителей во главе со св. патриархом Тарасием, видится многочисленный народ, горячо молящийся об избавлении от врагов, и с ним благочестивый царь Лев Мудрый. Видится и слышится наше возвышенное православное богослужение; идет продолжительное, буквально всенощное моленье, но бодры духом богомольцы, усердна молитва, и эта молитва окрылила дух, открыла очи веры, отверзла и самое небо... К концу уже всенощного бдения, в 4 часу утра, преп. Андрей с учеником своим Епифанием видят на воздухе Пресвятую Богородицу с ликами св. ангелов, пророков и апостолов, молящуюся за род христианский пред Сыном Ее и Богом.

Перенеситесь отсюда мыслью к вашему настоящему положению. И вы теперь в храме; то же видится и слышится богослужение, но простерт ли и ныне над молитвенниками покров Богоматери, в общении ли пребывают с нами лики святых? Веруем твердо и исповедуем открыто, что это так. Христос Иисус вчера и днесь Той же и во веки, говорит апостол, и Церковь Его пребудет вечно, и слово Его мимо не идет: «идеже два или три собраны во имя Мое, там и Я посреде их» (Евр. 13:8; Мф. 18:30). Истина эта особенно близка к сердцу ныне, ныне же особенно ясно проповедуется и св. Церковью: Дева Днесь, поется в богослужении нынешнего дня, т.е. Дева и сегодня предстоит в церкви и с ликами святых за нас невидимо молится Богу. Мы не видим этого телесными очами, но несомнительно веруем. Были и во Влахернском храме многие богомольцы, но не удостоились чудного видения: был здесь царь, за свои познания прозванный мудрым, был патриарх, причтенный Церковью к лику святых, но увидел Богородицу только убогий слуга вельможи, наш единоплеменник славянин Андрей Юродивый. Такого видения достигают только избранные.

Но если Дева и ныне, и сейчас, и всегда предстоит с нами в храме, то какую же святыню, какое же сокровище неоценимое, какое место высокое представляет храм! Знали это в Ветхом Завете, когда Любовь Божественная еще не так открыта была людям. С каким восторгом, с какой пламенною любовью желал водвориться во храме св. царе-пророк Давид! Окруженный бедствиями, ожидающий каждую минуту, что вот восстанет на него брань, ополчится непримиримый враг, оклеветанный врагами, преследуемый злобными гонителями (Пс. 26:2, 3, 10, 12), огорченный потерею всего милого сердцу и изменой близких и друзей-о чем молит он Господа, чего желает прежде всего душа его? «Едино просил от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати ми храм снятый Его!» (Пс. 26:4).

В Новом Завете Бог открыл Себя людям, насколько они могут вместить Его; поэтому и храм новозаветный есть новое и действенное открытие Божества. Тем более он должен привлекать к себе верующих. Здесь Бог, Утешитель скорбящих, здесь общение святых, отшедших и не забывающих братию, странствующую по земле; здесь веяние неба, здесь дыхание страны вечной. Нужно ли тебе вразумление, тяготит ли сомнение, мир ли наводит на тебя мрак свой: молись здесь пред Светом, просвещающим всякого человека, молитва озарит твою мысль, рассеет образы лукавого мира. Здесь же, в храме Милосердия, для совести твоей дается елей милости и врачевание веры в таинстве покаяния, здесь же ты, вечно жаждущий общения с Высочайшим, самым делом соединишься с Ним во св. причащении.

А ты стоишь здесь с развеянными мыслями и с блуждающими взорами; а ты входишь сюда, как в обыкновенный дом, вызывая грозное обличие апостола: «Или домов не имате? Или о церкви Божией нерадите?» (1Кор. 11:16). Неблагодарный! Церковь ведь о тебе молится, о твоих близких живых и умерших, о твоем спасении, о твоем счастье, – а ты, раб ленивый и злой, сам не хочешь внять ее голосу! Церковь окружила тебя здесь образами, возбуждающими в душе все возвышенное и святое, она одела свое богослужение в благолепную ризу песней и молитв, в красоту обрядов и священнодействий, – а ты стоишь холодный и невнимательный, священных песней не слушаешь, обрядов не выполняешь?! «Друже, како вшед еси семо, не имый одеяния брачна?» Вот какой голос можешь ты услышать, и затем: «изгнание вон, ввержение во тьму кромешную» (Мф. 22:12–13). А ведь стоит только вдуматься в то, что ты видишь и слышишь здесь, – и само собой так и потянет тебя долу, в поклоне до праха земного, и невольно осенишь себя образом креста! Позвольте теперь сделать вам, юные наши богомольцы, пастырское вразумление и... укор: вы, дети, сказать правду, мало креститесь, мало кланяетесь, следовательно, и мало молитесь. Даже в храм входя, не все из вас перекрестятся и поклонятся. Если храму вы не оказываете уважения, – что другое на свете вы станете уважать?

Братие и дети! В храме стояще славы, на небеси стояти мним. Вот как Церковь определяет наши отношения к храму. Будем же, подобно Давиду, стремиться сюда духом, будем входить сюда и стоять здесь как бы пред лицом Всевидящего Бога, в общении Богоматери, св. ангелов и св. человеков. Горé имеем сердца! Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 85-87.

Наверх