Поучение в день Покрова Пресвятой Богородицы
Всем предстательница теплая показалася еси Богородительнице, всех покрове, держава же от Бога прибегающим к тебе в нуждах сущим помощница, пленным скорое избавление: тебе бо Христос на варвары положил есть мстительницу, и заступницу, и стену неразрушимую, и немощным крепость непреоборимую, и мира подательницу душам нашим.
(Богородичен при священ. погребении).
Вера Христова, которую православный русский народ содержит и исповедует уже около тысячи лет, принята нами из Царьграда от греков – народа, от древности Христолюбивого, по вероисповеданию всегда правого, сохранившего истины веры по преемству от апостолов в чистоте и неизменяемом виде, как учила Церковь Апостольская, Кафолическая, Вселенская. Для нас поэтому дороги и те события у матери нашей церкви Византийской, в которых проявилось особенное упование её чад на милость Божию и св. угодников. К числу таких событий относится Покров Пресвятой Богородицы, событие, послужившее началом праздника в нашей Церкви Российской. От греков в конце десятого века этот праздник перешел к нам, сделался любимым и особенно чтимым; по многим городам и селам нашим возникли храмы в честь Покрова Божией Матери, увековечившие память о чудесной помощи, оказанной Грекам царицею небесною.
Это событие в предании Церкви Греко-восточной рассказывается так. В 903 году на Константинополь, который был тогда столицею Греческого государства, напали сарацины-магометане. Сильны были они и немало вреда нанесли своим оружием и грабежом ослабевшим грекам. Жители Константинополя, не имя возможности бороться с диким народом, обратились к Господу с искреннею и горячею молитвою о помощи, которая и прежде не раз избавляла их от общественных бед и скорбей. 1-го октября, когда в одной из многих церквей Константинополя, в церкви Влахернской, совершалось всенощное богослужение, где было множество молящихся, взывавших к Богоматери – покровительнице христианской церкви – о заступничестве пред престолом Всевышнего, одному из особенно усердных богомольцев, имеющему очи видеть и дар разуметь, открылось общеутешительное чудное видение. Юродивый, казавшийся всем простым и неразумным, проводивший самую строгую, чистую, святую христианскую жизнь, добродетельный Андрей, был в числе молившихся о спасении народа и царства от неверных диких врагов. И вот, когда среди молитвы он поднял полные сердечного упования на Бога очи свои горé, ему открылось чудное видение: Богоматерь, окруженная архангелами и ангелами, пророками, апостолами и святыми, зрелась стоящею на воздухе и молящеюся о всем мире Сыну Своему и Богу нашему, и осеняющею Своим распростертым омофором главы находящихся в храме на молитве. Изумленный и восхищенный этим чудным видением Христа ради юродивый Андрей обратился к стоявшему подле него ученику Епифанию с вопросом: «Видишь ли, брате, Заступницу христианского рода, честным своим омофором покрывающую нас и молящуюся за нас?» «Вижу, – отвечал тот. – Вижу и ужасаюсь».
Весть о чудном видении этих двух святых мужей тотчас пронеслась по храму и всему городу. Скоро узнала о нем и вся страна Византийская. Все обрадовались и возложили упование свое на Царицу Небесную. Дух верующих христиан ободрился, осажденные греки под защитою Богоматери смело и храбро двинулись на сарацин, обратили их в бегство, одержали над ними самую блистательную победу. Город был, спасен, греки избавились от позора, рабства и разорения. В честь такого радостного для христиан явления Божией Матери и заступления Ее благодарные и благочестивые греки установили на все будущее время ежегодно праздновать Покров Её 1-го Октября. И как все богослужение и церковность перешли в Россию и усвоены ею от Греции, то вместе с другими праздниками воспринято нами и усвоено это радостное празднество в честь, память и славу Покрова Божией Матери. Потому-то вся православная Россия, не раз испытавшая на себе покровительство Божией Матери в годины невзгод и величайших опасностей, с самого времени принятия ею христианства и доселе светло празднует день сей как видимое свидетельство о ходатайстве Царицы небесной за род христианский.
Братья-христиане! Этот случай помощи и заступничества Богоматери указывает нам на то, что мы, живя здесь на земле, подвергаясь разным бедам н искушениям в своем существовании, не оставлены Богом в беспомощном состоянии, но имеем за себя ходатаицу пред Ним в лице Матери Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа. Она более всех святых приобрела право и власть ходатайствовать пред Господом о нас и раздавать благодатные дары Его. В горних обителях, в Царстве Сына Её Она сидит одесную Его не столько для наслаждения славою и блаженством, Ей уготованным, сколько и для того, чтобы внимать нашим молитвам, предстательствовать о нас пред престолом Божиим и ниспосылать нам дары небесные и земные. Право печаловаться за нас, приступать с дерзновением ко престолу благодати Она приобрела тем, что удостоена быть Матерью Господа, а чрез это явилась ближайшею участницею в деле искупления нашего.
Сын Ее возлюбленный, по долгу сыновнему, внемлет Ее молитвам и предстательству. А Она, Пречистая, знакомая с нашими нуждами и бедами, которые некогда Сама переносила во время Своей жизни земной, по искренней любви к нам и всему человечеству, непрестанно молит Его за нас грешных и просит Богочеловека удалить от нас болезни и страдания, нужды, скорби и беды, какие испытывает человек, и направлять наши силы к добру и истине. Поэтому, христианин, в дни твоей неутешной скорби, обращайся с молитвою к Богоматери. С Нею ты победишь все житейские препятствия, не содействующие тебе в деле спасения души и тела и следования за истиной. С помощью Ее ты минуешь благополучно самые большие опасности, счастливо перенесешь тяжелые скорби. Старайся заслужить Ее любовь и добрым богобоязненным житием. Всякая мать, как мы видим в обыденной жизни, радуется детям и любит их в том случае, когда они проявляют друг к другу взаимную любовь и согласие, когда своими трудами и добрым поведением споспешествуют устроению семейного счастия и среди общего довольства, с цветущим здоровьем, достигают возраста совершенного. Так точно и в великом благодатном семействе христиан любовь и согласие прежде всего служат предметом радования Богоматери. Самый лучший дар для Нее с нашей стороны бывает в том случае, когда между христианами не нарушается любовь и согласие. Тем более радостно для Нее наше искреннее благочестие, наше усердие к молитве, к посещению храмов Божиих. И как противны Заступнице нашей всякая вражда, злоба, коварство, небрежность к молитве, нарушение церковных уставов и оскорбление святости праздников! Но Матерь Божия не отвергает и грешников, таких, которые сокрушаются о своих грехах, имеют твердое намерение исправить свою жизнь, веруют во Христа и надеются на Ее милосердие. Таких Она жалеет и милует, и ходатайствует за них пред Сыном Своим. Грешников же нераскаянных Она удаляется, потому что они своим житием прогневляют Ее. У самой доброй матери может истощиться всякое терпение при неисправности детей. Может истощиться долготерпение и Богоматери, если нашему нечестию не будет положен предел. Пресвятая Богородица, не оставь нас своею милостью во всех добрых путях нашей жизни земной и избавь нас от бед и искушений житейских! Аминь.