Жития святых семи отроков, иже во Ефесе (ок. 250 г.;408 г. – 450 г.).
В царствование императора Декия поднялось великое гонение на христиан. Сам же царь прибыл в Ефес и устроил там бурные и шумные празднества в честь мертвых идолов, сопровождаемые безудержной резней христиан. Семь юношей-воинов уклонились от скверного жертвоприношения и усердно молились единому Богу спасти род христианский. Звали их: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Они были сыновьями знатнейших городских начальников. Когда же их обвинили перед царем, они укрылись в пещере горы Охлон, что к востоку от Ефеса. Царь, узнав об этом, приказал замуровать вход в пещеру. Бог же по Своему всеобъемлющему Промыслу ниспослал юношам необыкновенный и многолетний сон. Царские придворные Феодор и Руфин, тайные христиане, повелели встроить в стену и некий медный ковчежец со свинцовыми дощечками, на которых указали имена сих юношей и описали их мученическую смерть в правление царя Декия. С того времени прошло почти 200 лет. В царствование императора Феодосия Младшего (408–450) разразился жаркий спор относительно воскресения мертвых. Ибо были такие, кто усомнился в воскресении. Царь Феодосий пребывал в великой скорби, видя препирательства между верующими, и молился Богу, что Господь неким образом явил истину людям. В ту пору, когда в Церкви не было мира, пастухи некоего Адолия, владевшего горой Охлон, начали строить загоны для овец и для этого брали камни, которыми был завален вход в пещеру. Именно тогда отроки пробудились ото сна – молодые и здоровые, какими и заснули. Весть об этом чуде разнеслась во все стороны, так что сам царь Феодосий пришел с большой свитой и умиленно беседовал с юношами. Спустя неделю они опять уснули мертвым сном, чтобы ожидать всеобщего воскресения. Царь хотел положить их тела в золотые ковчеги, но они, явившись ему во сне, сказали ему оставить их на земле – так, как они и прежде лежали.
Последними лучами запад обагрился,
Но в молодых сердцах молитвы луч теплился:
Семь отроков, прекрасных и душой, и телом,
Смирились мыслями с назначенным уделом.
«Наутро нас мученья ждут!» – покорно говорили
И, помолившись, очи сном праведным смежили.
Но не в пример глубоким явился этот сон,
А время вдаль летело, объемля небосклон...
Зарделся новый день, долины светом озарились,
И отроки от сна внезапно пробудились;
И младший, Иамвли́х, к Ефесу поспешил
Купить немного пищи, для подкрепленья сил,
А заодно узнать, где Декий царь теперь
И что готовит верным сей кровожадный зверь.
Но новый град предстал пред юными очами,
Ворота главные – украшены крестами!
Повсюду – храмы Божии, но нет знакомых лиц,
Перед иконою Христа едва не пал он ниц.
Гонителей не видно и мучеников нет:
«Не грезы ль это? И какой мне братьям дать ответ?»
– Как город сей зовется, в чьем он теперь владенье? –
Спросил у граждан отрок в великом изумленье.
– Всегда Ефесом звался наш град, пред Богом славный,
Наш царь христолюбивый – Феодосий державный.
Поведал антипату рассказ свой отрок юный,
У всех, кто его слушал, души взыграли струны:
Правитель – и весь град с ним – к пещере поспешают
И, в чуде убедившись, громко Бога прославляют:
«Воистину грядет и мертвых воскресенье!
Господь нам уготовил на небесах спасенье!»
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.