Жития святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила (362 г.). 30 июня
Родные братья, родом персы. Отец у них был язычник, а мать – христианка. Были воспитаны в христианском духе и крещены. И как христиане служили высокими чиновниками у царя Аламундара. Тот послал их к царю Юлиану Отступнику, чтобы вести переговоры и укрепить мир между царством персидским и царством греко-римским. Царь-отступник устроил в Халкидоне некое идольское празднество. На нем сам он со своими вельможами приносил жертвы истуканам. Персидские послы не участвовали в этой оргии. Император призвал их и приказал им принять участие в общем торжестве и принести жертвы богам. Но они напомнили ему о своем иностранном подданстве, и что пришли они как посланцы персидского царя с целью установления мира между двумя царствами, а не для чего-либо другого. Сверх того, объявили они себя христианами и сказали, что считают для себя делом недостойным поклоняться мертвым идолам и приносить им жертвы. Царь разгневался и повелел бросить их в темницу. На следующий день он вывел их вновь и стал препираться с ними о вере, но братья пребыли неодолимыми и непоколебимыми. Тогда, обнажив и привязав их к деревьям, мучители стали бить их и строгать железными щетками. Во всё время своих истязаний мученики молились Богу с благодарением. «О Сладчайший Иисусе, – взывали они, – сладки нам эти муки ради любви Твоей!» Явился им Ангел Божий, утешил их и забрал у них всякое ощущение боли. Вопреки всем международным обычаям, вероломный царь Юлиан изрек в конечном итоге приговор: все три брата должны быть усечены мечом. Когда казнь совершилась, произошло сильное землетрясение. Земля разверзлась и приняла тела святых мучеников, чтобы язычники, по приказу царя, их не сожгли. Позднее земля отдала тела этих страдальцев, чтобы христиане нашли их и с честью похоронили. Персидский царь, услышав, как бесчеловечно Юлиан предал смерти его послов, выставил против него войско. И Юлиан, уверенный в своей победе, пошел войной на персидское царство. Но был наголову разбит и сам с позором погиб – на радость и посмеяние всего міра.
От матери-христьянки и язычника-отца
Три брата родились, как три благих птенца.
Мануил, и Савел, и Исмаил, младые
Послы и миротворцы, душою золотые,
Ради Христа поправ земное наслажденье,
Исполнить возжелали благое порученье,
Чтоб Грецию с Персидой на мирный путь направить
(Не ведали они, что скоро мір оставят).
Диавольский слуга, царь Юлиан презренный
От веры отвратить решил их дерзновенно.
«Нет, царь, – они сказали, – мы во Христа крестились,
От мерзостей языческих всем сердцем отвратились.
Пришли к тебе сейчас мы не рассуждать о вере,
А утвердить мир прочный меж царствами на деле.
За худшее дать лучшее захочется кому?
Мы верим в Сына Божия и молимся Ему».
Тех братьев царь неправедный в мученьях умертвил,
Но Бог воздал отступнику – и час его пробил!
Предатель вероломный злой смертию скончался,
И всяк над его гордостью безумной посмеялся:
Гордыня, как волна, восставши – погибает,
Пусть каждый через это всю немощь лжи познает!
Рассуждение:
Христовы противники всегда достигали результата, обратного своим наскокам и выпадам (в серб. букв.: своим усилиям. – Ред.) против Христа. Вместо того чтобы остановить реку христианства, они расширяли ее, углубляли и делали всё более бурной и полноводной. Вместо того чтобы ее иссушить, они вызвали, образно говоря, целый христианский потоп по всему міру. Где пал один мученик – там встала дружина христиан; где был причинен позор – взошла слава; где говорили: «Вот конец христианства!» – там было начало еще более обильного посева. Растоптав всякое понятие о чести и поправ все международные правила, Юлиан Отступник, побуждаемый своим безумным идолопоклонническим фанатизмом, умертвил персидских посланцев мира: Мануила, Савела и Исмаила. Чего достиг этим Юлиан? Увеличил число христиан, умножил сонм святых мучеников и ускорил конец свой и своего язычества. Косвенно и непроизвольно Отступник помог распространению и углублению христианства. Причем не только своим жестоким гонением, но и невольными заявлениями. Так, в спорах с христианами он утверждал: «Христос не сделал в жизни ничего такого, что заслуживало бы славу, если, конечно, не считать великим делом то, что Он исцелял хромых и слепых и изгонял бесов!» О несчастный Юлиан! Как будто отверзение очей одному-единственному слепому могучим словом не есть дело, превосходнейшее покорения десяти царств! Но ценно то, что он (Юлиан), будучи самым большим предателем Христа после Иуды, признал Христовы чудеса.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 5: Охридский Пролог: апрель, май, июнь. - 2008. - 446 с.