Жития святых мучеников Хрисанфа и Дарии и других с ними (283 г.). 1 апреля
Сей Хрисанф был единственным сыном некоего знатного вельможи Полемия, переселившегося из Александрии в Рим. Как сын богатых родителей Хрисанф изучил все светские науки под руководством самых знаменитых и образованных учителей. Но светская мудрость лишь смутила его, не ответив на вопрос, что есть истина. От этого угнетала его печаль. Но Бог, промышляющий обо всех и обо всем, умягчил его скорбь: в руки юного Хрисанфа попало Евангелие и Книга Деяний святых Апостолов. Прочитав их, Хрисанф был осиян истиной. Но он желал найти наставника и обрел его в лице некоего Карпофора, священника, который огласил его и крестил. Однако это не понравилось его отцу, всячески пытавшемуся отвратить сына от Христовой веры. Не сумев ничего сделать, злобный отец сначала захотел развратить Хрисанфа, запирая его в комнатах с бесстыжими девицами. Но Хрисанф и в этом одолел самого себя и соблюл чистоту. Тогда отец заставил его жениться на языческой девушке Дарии. Однако Хрисанф вразумил Дарию, так что приняла она веру Христову и жили они, как брат и сестра, хотя в чужих глазах и представлялись супругами. Когда умер отец, Хрисанф начал дерзновенно исповедовать Христа и жить по-христиански. В этом за ним последовал и весь его дом. В правление царя Нумериана и он, и Дария были ужасно мучимы за веру. Впрочем, и сам мучитель Клавдий, видя терпение этих честных мучеников и чудеса, являемые при их истязаниях, принял Христову веру со всей своей челядью. За это Клавдия утопили в море, обоих его сыновей обезглавили, а его супруга, прочитав молитву, скончалась на месте казни. Дария же так стойко переносила мучения, что язычники кричали: «Дария – богиня!»
Наконец, было издано повеление засыпать живьем Хрисанфа и Дарию камнями и землей в глубоком рву. На этом месте впоследствии построили храм. Близ того рва находилась пещера, в которой однажды, в память святых мучеников Хрисанфа и Дарии, христиане собрались на молитву и Причащение Святых Таин. Узнав об этом, толпа язычников завалила вход в пещеру – и тем самым, причинив христианам смерть, изгнала их из міра сего в мір лучший, где вечно царствует Христос Господь. Эти славные мученики Хрисанф и Дария и прочие с ними, в том числе священник Диодор и диакон Мариан, пострадали за Христа в Риме в 283 и 284 годах.
Святой Хрисанф девицу Дарью учит:
– Оставь, девица, всю земную ложь,
Не почитай богами жалкие кумиры,
Ведь на земле ты правды не найдешь.
Правда – у Бога единого,
Единого Бога Троичного,
Сотворшего всё міроздание
И человека – венец создания.
Он один бессмертный,
Единый животворящий,
Одежды из брения ткущий,
Дух благой облачающий;
Душа наша – благо духовное,
В прах тела Творцом облеченное.
Лелеять ее надлежит нам –
Невесту Христа нареченную.
Оставь же, девица, плотское,
Ведущее к скорби и горечи,
Не смотрит Всевышний на плоти сосуд,
Но лишь на цветы, что в сей вазе цветут.
Девица, сегодня одетая в смерть
И завтра же ею снедаемая,
Укрась свою душу цветами добра,
Уверовать в Господа, дева, пора!
Ты саженцы добрые в сердце посей,
Надеждой, любовию их огради,
Всежизненным Духом их щедро полей,
Исторгни из них всякий корень греха, –
Взойдут все цветы добродетелей,
Любви, благочестия и покаяния,
Терпения, милости и воздержания,
Надежды, и кротости, и послушания.
Душа твоя – песня рассветная, райская,
Ее аромат – словно лилия майская. –
И чтобы вселить в свою душу Создателя,
Небесного Бога, ее сотворившего,
Послушала Дарья Хрисанфа всем сердцем;
Душу свою со Христом обручившая,
Тело на муки она предала –
Вместе с Хрисанфом, другом и братом;
А Бог насадил их в раю всебогатом,
И райские кущи украсил их светлыми душами.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.