Жития святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска (308 г.). 16 марта
Были друзьями святого великомученика Феодора Тирона. Когда сей дивный Феодор славно скончался, они и далее оставались в темнице и, вследствие смены царского наместника в Амесии, еще долго не были осуждены. Когда прибыл новый наместник, еще более бесчеловечный, чем его предшественник, то повелел он привести к нему на суд всех троих. Все трое были юношами, причем Евтропий и Клеоник родными братьями, а Василиск – родственник святому Феодору Тирону. Но по братской любви все трое были, как родные братья. Так и перед наместником объявили они: «Как нераздельна Святая Троица, так и мы неделимы по вере и неразлучны по любви». Напрасны были все ласки со стороны тирана, и тщетны его попытки подкупить Евтропия. Сначала он пригласил его к себе на ужин, но Евтропий отверг это словами из псалма: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Потом предложил ему наместник огромное богатство: сто пятьдесят литр серебра, – от чего Евтропий также отказался, напомнив наместнику, что Иуда за серебро погубил свою душу. После всех дальнейших попыток отвратить страдальцев от Христа, истязаний и мук первые два брата были осуждены на распятие, а Василиск – на усечение мечом. И все отошли они в Царство радости, где их ожидал их воевода, святой Феодор, прежде них прославленный Христом, Господом и Победителем. Благо честно пострадали они в 308 году.
Ум собра́нный, к Богу Вышнему стремящийся,
Сердце пылкое, любовию горящее,
Не страшится муки, не скорбит о теле, –
Для таких Творец и есть Господь на деле.
Ум, весь прильнувший ко Христу, – вот смысл бытия,
Евтропию через страдания открылась истина сия,
А с ним – и брату Клеонику, и Василиску, чаду отрады,
Все трое были в пламени, как в сладостной росе прохлады.
Ум, ко Христу привязанный, о муках не печется,
Страданья не стихают – молитва ж в сердце бьется.
Мучений тот не замечает, кто взывает к Богу,
Он думает о Нем, а не про мір убогий.
Боящимся лишь Бога муки страха не доставят,
Два родных брата на кресте бесстрашно Бога славят:
Пусть телеса терзаются – но светел дух и чист,
Поют хвалу Всевышнему, лик каждого лучист.
Немолчно славят Господа, Который их призвал
И смерть сию почетную им свыше ниспослал.
Телесные их ризы рвутся, ниспадают вниз,
Но дух стремится к небу, воспарив.
«Прими же, Боже, наши души в Свой покой, –
Взывают мученики, – и спасенья удостой, –
Да славим Тебя, Сыне Божий, в Царстве вечном
И в жизни радостной и бесконечной».
Рассуждение:
Рассуждая по-человечески, Христос послушанием возвысился до старшинства в Церкви, в міре и в истории человечества. Никто не становится хорошим начальником без предварительной школы послушания. Адам утратил власть и владычество над животными и природными стихиями в ту минуту, когда оказался непослушным Богу. «Послушание бывает за послушание; если кто слушает Бога, то и Бог его слушает», – сказал авва Моисей. И, тем не менее, очевидно, что Бог больше слушает людей, нежели люди Бога, если взять во внимание, сколь беззастенчиво и неоднократно каждый день погрешают люди против Господних заповедей. Тот факт, что бессмертный Бог слушает нас, тленных, в большей мере, чем мы Его, должен наполнить стыдом всякого имеющего хоть какую-то совесть. Святой Евтропий, мучимый вместе со своими двумя друзьями, помолился Богу: «Приди к нам на помощь, как пришел Ты к рабу Твоему Феодору (Тирону)!» При этом затряслась земля и послушный Господь явился с Ангелами и со святым Феодором. И сказал Господь страдальцам: «Во всё время вашего мучения стоял Я пред лицом вашим, взирая на ваше терпение. Имена ваши будут вписаны в Книгу Жизни».
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.