Проповеди на праздники:

Жития святых мучеников Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Аффония, Елпидифора и прочих с ними (ок. 341 г. - 345 г.). 15 ноября

Жития святых мучеников Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Аффония, Елпидифора и прочих с ними (ок. 341 г. - 345 г.). 15 ноября

Христиане из Персии, пострадали в 341–345 годах, в правление царя Савория (Сапора). Первые трое были царскими придворными (букв.: служителями при дворе. – Ред.), но тайно служили Христу Господу своему. Когда обвинили их и поставили пред царем на суд, тот спросил их, откуда они родом. На это святые мученики ответили: «Отечество наше и жизнь наша – это Пресвятая Троица, единосущная и нераздельная, Отец и Сын и Святый Дух, единый Бог». Царь подверг их бесчеловечным мучениям, но они все доблестно претерпели со псалмопением и молитвой на устах. Во время истязаний и пребывания в темнице неоднократно являлись им Ангелы Божии, а однажды и Сам Господь Иисус Христос как муж «с ликом, сияющим подобно солнцу». Когда один из мучителей, Аффоний, увидел чудо, что кипящий свинец нисколько не повредил мученикам, то уверовал во Христа и воскликнул: «Велик Бог христианский!» За это ему немедленно отрубили голову. Уверовали и многие другие, видевшие сие знамение. Тогда по приказу царя Акиндина, Пигасия и Анемподиста зашили в кожаные мехи и бросили в море. Однако явился из оного міра святой Аффоний вместе с тремя светлыми Ангелами, вывел мучеников на сушу и освободил их от уз. Елпидифор был царским вельможей. Когда исповедал он себя христианином и упрекнул царя за убийство невинных христиан, царь приговорил его к смерти. И был обезглавлен Елпидифор и вкупе с ним еще 7000 других христиан. А те первые три мученика после всех истязаний были брошены в раскаленную печь вместе с 28 воинами и с матерью царя, ибо и сии уверовали во Христа, и в этом пламени предали свои праведные души в руки Господа своего.

Мученик пресветлый Акиндин и с ним Пигасий,

духом сильный,

Мужественный Анемподист и с ним Аффоний,

благостью обильный,

И вельможа царский, Елпидифор, кроткий и нежный, –

Все они суть жертвенные агнцы белоснежные.

Пресвятую Троицу явно исповедали

И царю Сапору Христа Бога проповедали.

Шли они на муки как на пир Божественный –

Был Христос дороже им, чем весь мір вещественный.

За Него отринули младость и здоровье,

Воссылая Господу сердцем славословье;

Жертвы Христа ради претерпели и бесчестие.

Сохраняя в памяти святое благовестие.

В тлении погибли они здесь и в унижении, –

Но зато в раю ликуют в славе воскресения.

Оросили кровью мученики землю грешную,

Отошли в мір горний, – но не с грустью безутешною:

Вознеслись их души в бесконечную отраду,

Пострадав, взошли они в небесную ограду.

К роду христианскому исполнены любовью,

Молятся Христу они, Божественною Кровью

Всех нас искупившему, отгнавшему все беды

От людей и Церковь приводящему к победе.

Рассуждение:

Многие святые мученики радушно принимали своих палачей, высланных на их поиски, причем сии палачи гостили в их доме, пока мученики готовили себя к смерти. Привечать и угощать собственных истязателей – не выражение ли это любви к своим врагам? Когда царь Сапор сурово мучил Акиндина, Пигасия и прочих с ними страдальцев, то внезапно так взбесился он от злобы, что онемел, не мог говорить и в великой ярости терзал свое лицо. Видя своего мучителя в таком отчаянном положении, святой Акиндин заплакал, помолился Богу о царе и сказал: «Во имя Иисуса Христа, Господа нашего, говори и впредь!» И разрешился язык царя, и вернулась к нему речь. Вот пример истинной любви к своему врагу!

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.



Проповеди на праздники:

Наверх