Проповеди на праздники:

Жития святого пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (VI в. - V в. до Р.Х.). 30 декабря

Жития святого пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (VI в. - V в. до Р.Х.). 30 декабря

Все четверо происходили от царского колена Иудина. Когда Навуходоносор (или Невукаднезар) разорил и пленил Иерусалим, тогда и Даниил, еще отрок, был уведен в рабство вместе с иудейским царем Иоакимом и множеством других израильтян. Описание его жизни, страданий и пророчеств можно во всех подробностях найти в его книге. Весь преданный Богу, святой Даниил с ранней юности получил от Бога дар исключительного прови́дения. Слава о нем среди иудеев в Вавилоне пронеслась тогда, когда изобличил он двух похотливых и неправедных старцев, иудейских судей, и спас целомудренную Сусанну от несправедливой смерти. А среди вавилонян приобрел он известность с того дня, когда угадал и истолковал сон царя Навуходоносора. За это царь сделал его князем при своем дворе. Когда царь изготовил золотого идола на поле Деире, три отрока не захотели поклониться истукану, за что были брошены в огненную печь. Но Ангел Божий, явившись в печи, остудил пламя, так что отроки ходили внутри ее, невредимые огнем, и воспевали: Благословен еси Господи Боже отец наших... При виде этого чуда царь ужаснулся. Вывел он отроков из печи и осыпал их великими почестями. В правление царя Валтасара, когда тот с гостями на пиршестве ел и пил из освященных сосудов, взятых из Иерусалимского храма, невидимая рука написала на стене три слова: мани, текел, фарес (мене, текел, упарсин) (Дан. 5:25). Эти слова никто не мог изъяснить, кроме Даниила. В ту же ночь царь Валтасар был убит. Дважды Даниил за свою веру в единого живого Бога  был ввержен в львиный ров. И оба раза Господь спас его и сохранил в жизни. Лицезрел Даниил Бога на престоле, окружаемом ангельскими Силами, видел Ангелов, прозревал будущее отдельных людей, царств и всего человеческого рода, предрек время пришествия Спасителя на землю. Согласно святителю Кириллу Александрийскому, Даниил и три отрока дожили в Вавилоне до глубокой старости и за правую веру были усечены мечом. Когда обезглавили Ананию, Азария простер свою одежду и подхватил его главу; после этого главу Азарии подхватил Мисаил, а главу Мисаила – Даниил. Ангел Божий перенес их тела в Иудею, на гору Гевал, и положил под камнем. Согласно преданию, эти четыре Божия угодника воскресли во время смерти Господа Иисуса Христа, явились многим и снова заснули. Даниил счисляется в ряду четырех великих пророков (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил). Жил он и пророчествовал за 600 лет до пришествия Иисуса Христа.

Рассуждение:

Постом приобретается прежде всего чистота телесная, а благодаря ей – и чистота духовная. Воздержание в пище, по словам сына благодати, преподобного Ефрема Сирина, значит «не желать и не искать многих яств, сладких и дорогих; не вкушать ничего вне определенного времени; не предаваться духу чревоугодия; не возбуждать в себе голод воззрением на вкусные блюда; не желать то одной, то другой пищи». Большое заблуждение – считать, что умеренность в еде и постная пища вредят телесному здоровью. Очевиден факт, что постники жили больше других и меньше всех болели. Пример сему предоставляет нам и святой пророк Даниил с тремя отроками в Вавилоне. Когда царь приказал своему евнуху кормить этих трех юношей блюдами с царской трапезы и угощать их хорошим вином, Даниил ответил евнуху, что они не хотят принимать царские яства и напитки, но будут питаться только травами (букв.: растительной пищей. – Ред.). Ибо не желал сей святой пророк вкушать от блюд, окропленных кровью идольских жертв. Евнух же, опасаясь, как бы юноши не ослабели от постной пищи, высказал свою тревогу Даниилу. Тогда святой пророк предложил ему провести испытание, дабы убедиться, что постная пища не изнурит их; а именно, в течение десяти дней кормить всех прочих юношей на царском дворе блюдами с трапезы Навуходоносора, а их четверых питать только семенами растений, а затем сравнить тех и других. Евнух послушался Даниила и сделал всё так, как он предлагал. Спустя десять дней лица у четверых юношей-постников оказались светлее, а тела их сильнее, чем у юношей вавилонских, которые ели и пили с царской трапезы.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.



Проповеди на праздники:

Наверх