Жития святого мученика Севастиана и других с ним (287 г.). 31 декабря
Сей славный Христов мученик родился в Италии и получил воспитание в Медиолане (Милане). Еще в молодости всецело предал он себя военной службе и, как человек обученный ратному искусству, статный и храбрый, понравился императору Диоклетиану, который назначил его начальником своей придворной гвардии. Втайне Севастиан исповедовал христианскую веру и молился живому Богу. Как муж честный, справедливый и милостивый, Севастиан пользовался большим авторитетом среди своих воинов. Где только мог, избавлял он христиан от мучений и смерти, а где не мог – ободрял их неотступно стоять в вере и сложить голову за Христа, Бога живого. Двух братьев-христиан, Марка и Маркеллина, томящихся в подземелье и уже помышлявших об отречении от Христа и о поклонении идолам, Севастиан укрепил в вере и вселил в них доблесть к мученическому подвигу. Когда убеждал он их не бояться смерти за Христа, его лицо просветилось, и все взирали на его лик, как на лик Ангела Божия. Свои слова Севастиан подтвердил и чудесами: исцелил от немоты Зою, супругу казнохранителя Никострата, которая не могла говорить в течение шести лет, и привел ко крещению и ее, и весь дом Никострата; исцелил двух больных сыновей Клавдия, начальника над тюрьмами, и привел ко крещению и самого Клавдия, и весь его дом; уврачевал от одиннадцатилетней подагры Транквиллина, отца Марка и Маркеллина, – и привел его ко крещению со всеми его домочадцами; исцелил от той же болезни и римского епарха Хроматия и привел ко крещению его самого и его сына Тивуртия. Первой из них пострадала святая Зоя, схваченная на гробнице апостола Петра, где она молилась Богу. После истязаний ее бросили в реку Тибр. Когда под стражу заключен был Тивуртий, судья положил перед ним горящие уголья и предложил ему избрать жизнь или смерть, то есть либо бросить на уголья фимиам и тем самым совершить каждение идолам, либо самому встать на раскаленные угли. Святой Тивуртий, осенив себя крестом, встал на них босыми ногами и не потерпел никакого вреда. После этого его обезглавили. Никострат был убит острой жердью, Транквиллина утопили в воде, Марка и Маркеллина после пыток искололи копьями. После этого пред царя Диоклетиана был выведен Севастиан. Царь упрекнул его в предательстве, но святой мученик ответил: «Я всегда молюсь Христу моему о твоем здоровье и о мире Римской империи». Царь повелел обнажить его и расстрелять из луков. Воины стреляли до тех пор, пока все тело мученика не покрылось стрелами, так что самого тела уже и не было видно. Но когда все подумали, что он мертв, Севастиан предстал перед всеми живым и полностью здоровым. Тогда язычники палками забили его до смерти. Достославно пострадал он за Христа, Господа своего, и преставился в Небесное Царство в 287 году – в правление императора Диоклетиана. Епископом в Риме тогда был святой Гаий.
Святой Севастиан был покрыт стрела́ми,
Как власяницей, но под страшным оперением
Душа нетронутой и чистой пребывала
И к небу порывалась с дерзновением.
Все истязания Севастиан стерпел,
Ни царских почестей не возжелал, ни злата;
В сей жизни пострадать за Бога всеживого –
Вот истинная честь и истинная плата!
Предивный он обрел в мучениях удел:
За Господа распятого был распят.
И засвидетельствовал ко Христу любовь
Пред небом и землей страданием ужасным.
Всевидящий Господь, взирающий с высот,
Все капли крови страстотерпца соблюдет
И в Царстве вечном уготовит воздаяние,
Что превзойдет стократ все наши упования.
О мученик преславный, за Христа и кровь проливший,
Страданиями Церковь дивно возрастивший,
Не преставай за нас молитвы возносить,
Дабы из силы в силу нам достойно восходить.
Рассуждение:
В этой жизни человеку предоставляется выбор: либо царство земное, либо Царство Небесное. Бог не оказывает никакого давления на этот выбор, но каждый решает свою участь по собственной воле. Когда родные братья Марк и Маркеллин были приговорены к смерти, языческий судья дал им месяц на размышление: или отрекутся они от Христа и Его Царства, или будут казнены. Тогда пришли в темницу их сродники с одним советом, а святой Севастиан – с другим. Родственники плакали и просили их поступить по воле судьи и пощадить свою молодость. Рыдающий отец указывал им на свою седину и старческие недуги, мать заклинала их пищей, полученной у ее груди; их собственные дети обступали их в безутешном плаче. Все они на самом деле предлагали им отречься от Небесного Царства ради царства земного. Святой же Севастиан давал прямо противоположные советы, говоря: «О храбрые Христовы воины, неужели из-за лести и заискивания своих сродников хотите вы утратить вечный венец?.. Неужто из-за женских слез желаете упустить знамя победы?.. Жизнь сия – мимолетная и настолько непостоянная и ненадежная, что даже своих любителей и приверженцев не способна она сохранить. Что толку в этой жизни, если даже кто-то проживет и сотню лет? Когда наступит последний день, не покажутся ли все прошедшие годы и все земные услады такими, как если бы их и не было вообще? Поистине неразумно опасаться потерять эту скоропреходящую жизнь, если ждет нас та, вечная жизнь, в которой наслаждения, богатства и веселье начинаются так, чтобы им уже никогда не кончаться, и пребывают бесконечными во век века. Вспомните о словах Господа: Враги человеку – домашние его (Мф. 10:36). Не друзья вам те, кто разлучает вас с Богом». Этими и многими другими словами возобладал святой Севастиан, и святые мученики, возлюбив больше Царство Небесное, нежели царство земное, с радостью пошли на смерть за Христа.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.