Жития преподобных Симеона и Иоанна (ок. 590 г.). 3 августа
Два молодых человека, покинув свой дом и родственников, причем Симеон оставил свою старую мать, а Иоанн – юную супругу, в обители преподобного Герасима Иорданского игуменом Никоном были пострижены в монашество и удалились в пустыню, где в тяжелейших подвигах прожили многие годы. Великими трудами настолько умертвили они свои тела, что были похожи на два сухих дерева. Однажды Симеон сообщил Иоанну, что по Божию повелению он обязан уйти из пустыни в народ и там послужить Богу. Иоанн дал ему такие советы: «Храни сердце свое от всего, что увидишь в міру. Да не прикоснется сердце твое к тому, к чему прикоснется твоя рука. Если уста твои будут вкушать пищу, пусть не услаждается этим твоя душа. Когда ноги твои куда-то шествуют, да не нарушается твой внутренний мир и покой. И что бы ни творил ты вовне, ум твой да не поддастся смущению. Молись Богу обо мне, чтобы не разлучил нас Господь друг с другом в грядущей жизни». Святой Симеон, выслушав назидание своего друга, дал ему братское целование, а потом оставил пустыню и ушел в народ, чтобы, юродствуя, наставить людей и обратить их к вере Христовой. Перед людьми притворялся он безумным, но сердце его было храмом Духа Святого, и в этом храме совершалась непрестанная молитва. Носил он в себе обильную Божию благодать, так что прозревал во все человеческие тайны вблизи и вдалеке, исцеляя людей от воздействия бесов и от других недугов. Приплясывая на улицах, точно помешанный, подбегал он к прохожим и шептал им на ухо их грехи, призывая их к покаянию. Даже во сне являлся святой Симеон грешникам, укорял их за грехи и призывал к покаянию. Так, явился он, некоему языческому комедианту Балию, публично насмехавшемуся над христианскими святынями, укорил его и запретил поступать так впредь, – и лицедей покаялся и стал добрым христианином. Некий блудливый юноша, ведя жизнь распутную, сошел с ума. Святой Симеон, увидев его в таком жалком состоянии, ударил рукой по щеке и сказал: «Не прелюбодействуй!» В ту же минуту демон вышел из юноши, и сей стал здоровым.
Рассуждение:
Для пользы ближних святой Симеон покинул своего единственного на свете друга, оставил свою безмятежную келью в пустыне и стал юродствовать. И о Ликурге, спартанском царе, рассказывали, что во имя своих сограждан пошел он на великую жертву. Так, издал он строгие законы, введя совершенно новую систему воспитания молодежи и поддержания порядка в государстве. Обнародовав сей кодекс, он объявил согражданам, что хочет идти в Дельфы, где располагалось громадное святилище, но потребовал, чтобы все поклялись ему в том, что твердо будут соблюдать его законы до его возвращения. Когда все граждане принесли клятву, Ликург покинул свою страну и никогда уже туда не вернулся.
Великая жертва – добровольно оставить отечество и жить на чужбине во имя благоденствия сограждан. Но сколь величайшая жертва – добровольно отринуть свой ум и постоянно выглядеть перед людьми безумным! Не безумие ли – самая дальняя чужбина, о которой только знает человек? И каково жить на этой страшной чужбине из года в год, и всё это – ради пользы своих ближних!
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.