Жития преподобномучеников Галактиона и Епистимии (253 г.). 18 ноября
Преподобномученики Галактион и Епистимия были родом из финикийского города Едесса, оба из семей языческих. Мать Галактиона была неплодной, пока не приняла крещение. Затем и мужа своего привела она к правой вере, так что и он крестился; и сына своего, Галактиона, воспитала она в вере христианской. Когда Галактион возмужал, упокоилась его добрая мать Левкиппия, а отец обручил ему некую девицу Епистимию. Галактион никак не хотел вступать в брак, но сперва убедил Епистимию креститься, а затем вместе с ним принять и монашество. Оба они удалились на гору Пуплион (Публион) близ Синая: Галактион – в мужской монастырь, а Епистимия – в женский. Каждый из них явил себя в своей обители подлинным светилом, превосходя прочих в труде и молитве, в смирении и послушании, а также в любви. Не выходили они из монастырей и не видели друг друга вплоть до смерти. Разразилось жестокое гонение, и обоих их повлекли на суд. Когда Галактиона беспощадно избивали, Епистимия плакала. Тогда стали бить и ее. Потом отрубили им руки, затем ноги и наконец головы. Их тела взял и с честью похоронил Евтолмий, бывший некогда рабом тестя Галактиона, а затем и монахом, сподвижником Галактиона. Он и написал Житие сих дивных Христовых мучеников, пострадавших и принявших небесные венцы в 253 году.
Галактион, разумный муж, и Еписти́мия девица
Оставили сей мір греховный, что в погибель мчится.
Тела свои распяли со страстьми́ и похотьми́,
Стремились духом в небо, подвизалися вельми.
Сердца их пламенеют, ибо Бог в них обитает;
Любовью ко Христу себя в сем міре распинают
Те души, что мученья не страшатся претерпеть.
Галактион не дал себя тревогам одолеть;
На грозное судилище он шествовал без страха:
К чему жалеть земную плоть, что создана из праха!
За ним и Епистимия девица поспешила:
«Меня ты ко Христу привел, – смиренно говорила, –
Возьми меня с собою, недостойную сестру,
За Господа я ныне с вящей радостью умру!»
Галактион и Епистимия, святые брат с сестрой,
От Господа отречься не хотели ни за что!
Христа Превечным Богом исповедали пред всеми;
Скончались в муках, насаждая христианства семя.
Предали души Господу, в мір горний вознеслись –
Со Ангелами вкупе в райских кущах обрелись.
Соцарствуют сегодня они в лике всех святых,
Нас побуждая, грешных, брать пример достойный с них.
Рассуждение:
Что тень в сравнении с действительностью, и даже еще меньше, то телесная любовь по сравнению с любовью духовной. Братство и сестричество по плоти и крови – ничто, если сопоставить их с братством и сестричеством по духу. Галактиону отец обручил девицу Епистимию. Галактион крестил Епистимию, и после этого оба они приняли монашество. Любовь по плоти заменила в них любовь духовная, крепкая донельзя (в серб. букв:, крепкая, как смерть. – Пер.). Столь сильна была любовь Галактиона к Епистимии, что не хотел он никогда видеть ее телесными очами. Ведь для любви духовной не нужны ни тело, ни свидание. Настолько же сильна была духовная любовь Епистимии к Галактиону, что когда услышала она, что Галактиона увели на истязания, то и сама побежала вслед за ним, прося его не отвергать ее, но в свойстве духовного отца и брата принять в сомученичество. Когда безжалостные палачи били святого Галактиона по нагому телу, святая Епистимия рыдала. Когда же отрубали им за Христа руки и ноги, оба они радовались, прославляя Бога. Столь велика была сила их любви к Владыке Христу, а также любовь духовная, которую питали они друг ко другу. Поистине плотская любовь похожа на пеструю бабочку, жизнь которой недолговечна, а любовь духовная не стареет и не угасает (букв.: любовь духовная продолжительна. – Ред.).
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.