Жития преподобного Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского (IV в.). 2 декабря

Индийские подвижники. Иоасаф был царевичем, сыном царя Авенира. По Божию Промыслу посетил его старец Варлаам, научил его вере Христовой и крестил. Затем старец удалился в пустыню на подвиг, а Иоасаф остался, чтобы бороться со многими искушениями в міре сем, побеждая их Божией благодатью. В конечном итоге удалось ему привести ко Христу и своего отца. Крестившись, царь Авенир прожил четыре года в великом покаянии – ведь и грехи сотворил он великие, преследуя христиан, – а затем скончал свою земную жизнь и перешел в жизнь лучшую. Юный Иоасаф передал царство своему другу Варахии, а сам ушел в пустыню – подвизаться ради Христа. Хотел он еще только одного: паки здесь, на земле, увидеться со своим духовным отцом, старцем Варлаамом. И милостивый Бог исполнил это его желание. Найдя Варлаамову пещеру и встав перед ней, Иоасаф воскликнул: «Благослови, отче!» Старец Варлаам подвизался в пустыне 70 лет, а всего прожил 100 лет. Святой Иоасаф на 25-м году жизни оставил царство и удалился в пустыню, где прожил 35 лет. Оба они носили в себе великую любовь ко Господу Иисусу, многих обратили в истинную веру и преставились в вечную радость Господа своего.

Иоасаф в богатейшем дворце обитал,

О смерти, болезнях и старости вовсе не знал.

Но вот – волей Господа – видит он ужас страдания,

И в душе у него зарождается плач покаяния:

«Могу ведь и я пасть во прах пред недугом коварным,

И старость угасит очей моих блеск лучезарный.

И смерть постучит во врата, когда горя не чаю, –

От скорби чужой я немыслимо ныне страдаю!

Но есть ли мудрец, что всей жизни мне тайну раскроет,

В сравнении с коей не много вселенная стоит?»

Свой путь Варлаам с гор лесистых чудесно управил,

Царевича в истине светлой премудро наставил:

Поведал ему он о Боге Всевышнем, Едином,

Отце, что предвечно соцарствует с Духом и Сыном,

Творении міра, Еде́ме прекрасном, как сад;

О том, как Адам светом райским был дивно богат;

О страшном грехе, что нам смерть роковую принес;

О тяжком кресте, что безгрешный Господь за нас нес;

О жизни бессмертной под райским, безоблачным небом,

Где праведных сонмы питаются мысленным Хлебом,

Где слава Христова вовек не умрет, не увянет:

Закончится ночь – новый день, бесконечный, настанет.

Внял Иоасаф сим словам Варлаама учителя,

Отверзлися очи его, и узрел он Спасителя.

Рассуждение:

Притча старца Варлаама, рассказанная царевичу Иоасафу. Некий человек убегал от ужасного единорога. Во время бегства свалился он было в какой-то ров, однако успел ухватиться за дерево. Но стоило ему помыслить, что теперь он в безопасности, как, посмотрев вниз, увидел он двух мышей – одну белую, а другую черную, которые, сменяя друг друга, непрестанно подгрызали корень дерева, дабы оно упало. Всмотревшись еще глубже, заметил он огромную и страшную змею, которая, разинув пасть, ждала, чтобы проглотить человека, когда древо упадет. Да и у самых своих ног увидел он еще четырех меньших по размеру ядовитых змей. Посмотрев же вверх, приметил на ветвях немного меда и, забыв про все окружающие его опасности, протянул руки, чтобы собрать сию малую толику сладости с дерева. Истолкование: единорог знаменует собой смерть, которая, начиная с Адама и вплоть до сего дня, преследует каждого человека, чтобы его умертвить; ров, наполненный всевозможными опасностями, – это мір сей; древо – путь нашей жизни; белые и черные мыши – дни и ночи, попеременно следующие одни за другими и сокращающие нашу жизнь; огромная и страшная змея – ад; четыре ядовитых змейки – четыре стихии, из которых составлено человеческое тело; немного меда на ветвях дерева – это та малая услада, которую сия жизнь предоставляет человеку. О, если бы люди не кидались на сию ничтожную сласть и не забывали о грозных опасностях, окружающих их и влекущих в вечную погибель!

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.




Наверх