Проповеди на праздники:


Житие святой великомученицы Кириакии (в серб.: Неделя) (289 г. или 303 г.).

Житие святой великомученицы Кириакии (в серб.: Не́деля) (289 г. или 303 г.).

В правление христоборческих императоров Диоклетиана и его зятя Максимиана жили в Анатолии две благочестивые души, Дорофей и Евсевия. Дни их уже клонились к закату. Были они благочестивыми христианами, богатыми, но бездетными. Однако непрестанными молитвами испросили они у Бога чадо, сию святую Кириакию. С самого детства Кириакия посвятила себя Богу, воздерживаясь от всего, что делают распущенные дети. Когда она, прекрасная телом и душой, подросла, то начали ей докучать многие женихи, но она отказала им всем, свидетельствуя, что обручила себя Владыке Христу и ничего иного не желает, кроме как умереть девушкой. Один из этих отринутых просителей донес на Кириакию и ее родителей императору Диоклетиану: они христиане. По императорскому повелению родителей Кириакии подвергли истязаниям, а затем изгнали в город Митилину (Митилену), где скончались они в мучениях за Христа. Святую же Кириакию Диоклетиан отослал на суд к Максимиану. Так как перед сим последним подтвердила она свою веру во Христа, то по его приказу растянули ее на земле и били воловьими жилами. После этого Максимиан передал ее воеводам: сначала Илариону, а когда тот умер, то Аполлонию. Они зверски мучили Кириакию всевозможными способами, но всё было тщетно. Когда святая, вся изъязвленная, лежала в темнице, явился ей Владыка Христос. Исцелив ее от ран, Он сказал ей: «Не бойся, Кириакия, мучений. Благодать Моя с тобою». И действительно, Христова благодать спасла сию мученицу и от огня, и от зверей, а ведь безбожные судьи полагали, что она наверняка найдет там свою смерть. При виде чудесного спасения Кириакии от толиких смертей многие язычники уверовали во Христа. И тотчас все они были обезглавлены. Святая же Кириакия сказала Аполлонию: «Никоим образом не сможешь ты отвратить меня от моей веры. Если ввергнешь меня в огонь – есть у меня пример трех отроков; если бросишь зверям – есть пример Даниила; если столкнешь в море – есть у меня пример Ионы пророка; предашь ли мечу – вспомню я о честном Предтече. Жизнь для меня – это умереть за Христа». Тогда Аполлоний приказал усекнуть ее мечом. Кириакия встала на колени и воздела руки к небу в молитве к Богу, чтобы помиловал и спас Он всех тех, кто будет совершать праздник ее памяти, и чтобы упокоил ее душу вместе с душами ее родителей. Окончив молитву, она предала свой дух Богу еще до того, как на ее голову опустился меч. Благочестно пострадала она и преставилась в вечную радость. Было это в 289 (по другим сведениям – в 303-м. – Пер.) году в Никомидии.

Кириакия дева сиротой осталась,

От Христа душою она не отлучалась,

Ведь ее родители – за веру пострадали

И молиться на небе о ней не перестали.

Сирота имение убогим раздала,

Одеянье скудное из дому лишь взяла.

Плоть на муки лютые отдать она решила,

Как роса чистейшая, на грозный суд вступила.

Страхи и угрозы веру не сломили,

Все мученья деву только укрепили;

Ранами жестокими все покрыто тело,

Но отважно – сердце, душа – не истлела.

Ведь за кровь пролитую, за унижение

Ждет в чертогах райских ее наслаждение.

За имя Иисуса, сладчайшего Христа,

Простившего людей с голгофского Креста,

Кириакия к лику мучениц стремилась,

Под меч главу склонила – от міра отрешилась,

Венец нетленной славы приняла из рук Творца...

Наставь и нас почтить Небесного Отца!

Да будем мы готовы жизнь за веру положить,

Молитвами твоими это право заслужить;

О чудная свеча среди светильников небесных,

Душа твоя отныне нам сияет благочестно.

Рассуждение

Пример святой Кириакии, прекрасной девы, и пример святого Астиона, богатого юноши, предавших себя на мучения и смерть за Владыку Христа, наводят нас на мысль о ни с чем в истории не сравнимой силой Христовой, с помощью которой молодые люди побеждают себя и через это всё остальное. Одержать победу над самим собой – это величайший успех. Таких победителей Церковь насчитывает тысячами, и притом – многими тысячами.

Святой Киприан, рассуждая о девстве, пишет: «Победить наслаждение – это величайшее наслаждение, и нет большей победы, нежели победа над собственными желаниями. Одолевший врага явил себя сильнейшим другого, а победивший вожделение явил себя сильнейшим самого себя. Любое зло легче победить, нежели наслаждение, ибо все прочие виды зла отвратительны, тогда как наслаждение – зло привлекательное. Освободившийся от желания избавляется и от страха, ибо страх зарождается по причине желаний».

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.


Проповеди на праздники:

Наверх