Житие Святой Олимпиады, диаконисы (409г.) 7 августа

Святая Олимпиада диакониса жила в Константинополе в IV веке, в период, наступивший после провозглашения христианства государственной религией в Византийской империи (325). Ее отец Анисий Секунд был римским сенатором, мать происходила от влиятельнейшего сановника епарха Евлалия.

В ранней юности святая Олимпиада была помолвлена с сыном епарха Невридием, но прежде, чем заключили брак, жених ее скончался. Справедливо усмотрев в этом событии Промысл Божий, святая Олимпиада решила остаться девой и всецело посвятить себя служению Богу. Вскоре ее родители умерли, святая Олимпиада стала единственной наследницей большого имения. Богатство это она считала Божиим достоянием и, следуя Евангельской заповеди, раздавала его нищим, странникам, бедным монахам, украшала храмы. Дела милосердия блаженная Олимпиада сочетала с иноческим подвижничеством: строгим постом, духовным бодрствованием, постоянной молитвой. Презирая роскошь и языческие соблазны, святая неуклонно шла узким путем, радуясь испытаниям. Император Феодосий решил породниться с ней, желая выдать замуж за своего родственника испанца Елпидия. Когда же святая отказалась от вступления в брак, император запретил ей распоряжаться своим имуществом до тридцатилетнего возраста и назначил опекунов. Святая Олимпиада изъявила покорную благодарность правителю за то, что он взял на себя распоряжение ее имуществом и тем избавил ее от земных забот. Она писала императору: «Государь! Ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа, опекой над имениями освобождена я от многих забот. Для большего счастья моего благоволи повелеть, чтобы оно роздано было всем церквам и нищим. Издавна я боюсь наклонностей суетности, которые при раздаче именно так легко возникают. Временные блага, пожалуй, могли бы отдалить сердце мое от истинных благ, духовных и вечных». Император Феодосий вскоре отменил свой запрет, так как благоразумие и целомудренная жизнь святой Олимпиады устыдили его.

Со временем для подвижницы наступил период церковного служения. В IV веке в Церкви Христовой существовал институт диаконисс, о которых упоминает святой апостол Павел (Рим.16:1). Диакониссами становились благочестивые женщины, которым вменялось в обязанность готовить к крещению оглашенных, помогать при крещении и творить дела милосердия. Святую Олимпиаду назначил диакониссой Патриарх Нектарий, предшественник святителя Иоанна Златоуста на Константинопольской кафедре. Впоследствии благодаря благочестию и многим добродетелям святая Олимпиада удостоилась стать духовной сподвижницей святителя Иоанна Златоуста.

Борьба святителя Иоанна Златоуста с развращенностью высших слоев императорского двора и клира, с пережитками язычества вызвала к нему вражду и ненависть сановников, а также весьма честолюбивой и гордой императрицы Евдоксии, стремившейся к неограниченной власти. С помощью клеветы и интриг противники святителя Иоанна Златоуста удалили архипастыря с кафедры и в 403 году он был отправлен в ссылку. Это вызвало народное возмущение, испугавшее императрицу и побудившее ее вернуть святителя в Константинополь. Но через год последовала вторая ссылка. Святитель Иоанн Златоуст прожил два года в тяжелых условиях в Кукузе (Армения), затем был отправлен в Арависсу и подвергнут заточению; на пути следования в новую ссылку в 407 году шестидесятилетний святитель не выдержал лишений и преставился ко Господу в Команах (Абхазия).

Испытания святителя Иоанна разделили наиболее близкие приверженцы, в том числе святая диаконисса Олимпиада. В 404 году в день второго смещения святителя Иоанна Златоуста с патриаршей кафедры в праздник Святой Пятидесятницы произошло большое народное волнение, во время которого загорелись храм Святой Софии и императорский дворец. В поджоге обвинили «иоаннитов», в частности святую Олимпиаду. Судебное разбирательство сопровождалось пытками и казнями. Ими пытались устрашить и ее; но блаженная, державшаяся с поразительной стойкостью, своими ответами посрамила обвинителей и исповедала верность святителю Иоанну Златоусту, отказавшись принять Святое Причастие из рук самозванца, занявшего патриарший престол. За это ее приговорили к денежному штрафу и ссылке. Подобно своему духовному отцу и руководителю, святая Олимпиада остаток жизни провела в горестях и лишениях.

Святая диаконисса сохранила духовную связь со святителем Иоанном Златоустом и в это время. Сохранились 17 писем святителя к святой Олимпиаде, которые явились великим утешением не только ей, но и другим верующим, претерпевшим гонения, скорби и болезни. Эти письма поистине бесценны, ибо в них запечатлена духовная близость святых. Через утешительные, полные глубокого сострадания и заботы слова святителя более полно раскрывается христианский подвиг святой Олимпиады. «Блаженна ты и трижды блаженна из-за проистекающих отсюда венцов», – восклицает святитель Иоанн Златоуст, говоря о страданиях и трудах святой диакониссы. Он восхваляет ее целомудренное девство, милосердие, превышающее само девство, добровольные лишения, приведшие к победе духа над плотью. С духовной свободой, свойственной святым, он восхищается невыразимой простотой ее одеяний, естественностью ее облика, видя в них «краски добродетели, извне живописующие хранящуюся в душе мудрость». К терпению святой диакониссы святитель Иоанн Златоуст относился с особым уважением, убежденный в том, что терпение – «царица добродетелей». В испытаниях святая Олимпиада стяжала глубокое духовное ве́дение и мудрость: «У тебя знание, высшее всякой бури, – сила любомудрой души, которая крепче бесчисленных войск и сильнее оружия», – пишет святитель. Хорошо представляя бедствия святой Олимпиады, горячо сочувствуя ей, он одновременно спокоен за ее «золотую душу». Письма святителя Иоанна Златоуста – первое, предшествующее ее прославлению свидетельство ее святости.

После исповеднической кончины святителя Иоанна святая Олимпиада перемещалась из одного изгнания в другое и наконец осталась в Никомидии. Больше она уже не принадлежала миру. Хотя ее преследовала клевета, друзья святителя Иоанна Златоуста оказывали ей глубокий почет. Ее болезни усилились и, почувствовав приближение смерти, она обратилась к епископу Никомидии с просьбой, чтобы ее тело было лишено погребения и предано морю. 25 июля 410 года святая Олимпиада преставилась к Богу. Гроб с ее телом, опущенный в море, прибило волнами в месте, называемом Брохти, близ Константинополя. Жители положили останки святой в местном храме во имя святого апостола Фомы у Босфора, недалеко от Константинополя. Около гробницы святой диакониссы начались чудеса и исцеления. Во время одного из нашествий варваров храм был захвачен и сожжен, но мощи святой Олимпиады остались неповрежденными огнем. Их бросили в море, но христиане спасли их. Когда при Патриархе Константинопольском Сергии (610–638) состоялось перенесение мощей святой Олимпиады в Константинополь, из них вытекла кровь – знамение ее святого страдания. Мощи святой Олимпиады были положены в Константинопольском женском монастыре, который был основан святой Олимпиадой.


Наверх