Житие святого великомученика Евстафия Плакиды (ок. 118 г.). 3 октября
Прославленный римский полководец в правление императоров Тита и Траяна. Даже в язычестве Плакида (Плацид) – такое имя носил он до святого крещения – был человеком праведным и милостивым, подобным сотнику Корнилию, крещенному апостолом Петром (Деян. гл. 10). Однажды, будучи на охоте, погнался он за оленем. Но по Божию Промыслу между оленьими рогами явился светлый крест, и Плакида услышал глас Господень, призывавший его пойти к священнику и креститься. В крещении получил он имя Евстафий, его супруга стала именоваться Феопистией (Боговерной), а их сыновья были наречены Агапием и Феопистом.
Приняв святое крещение, Евстафий пошел на то место, где через оленя сподобился откровения, и, упав на колени, возблагодарил Бога за то, что привел Он его к истине. При этом снова услышал он глас Господень, предрекавший ему страдания за имя Христово и укрепивший его. Тогда Евстафий вместе с семьей тайно покинул Рим, намереваясь окунуться в среду простого народа и там послужить Богу в скромности и неизвестности. Как только прибыл он в Египет, тотчас навалились на него искушения. Некий злой варвар отнял у него жену, а обоих сыновей утащили хищные звери. Однако вскорости тот варвар погиб, а его детей из пасти зверей спасли пастухи. Евстафий же, поселившись в египетском селении Вадисис, прожил там 15 лет, нанявшись на сельские работы.
После этого в Римскую империю вторглись варвары, и император Траян сетовал, что нет с ним храброго воеводы Плакиды, который, где бы ни сражался, одерживал победы. Отправил царь двух своих высоких командиров по всей империи на поиски полководца. По Божию Промыслу, сии военные, бывшие некогда товарищами Евстафия по оружию, пришли в то самое селение Вадисис, разыскали Евстафия и привели его к царю. Евстафий, собрав войско, победил варваров. На обратном пути в Рим нашел он и свою супругу, и обоих сыновей. Когда прибыли они в Рим, император Траян уже скончался, а на престоле восседал император Адриан. Когда сей последний призвал воеводу Евстафия принести жертвы богам, Евстафий исповедал себя христианином. Адриан предал его на мучения вместе с супругой и сыновьями. Но так как звери нисколько им не повредили, то ввергли их в раскаленного медного вола. На третий день вынули их мертвые тела, ничуть не опаленные пламенем. Так сей славный полководец отдал и «кесарево кесарю, и Божие Богу» и преставился в Царство Христа, Бога нашего.
Евстафий, воевода доблестный, благолюбивый,
Святым крещеньем душу благодатно просветивый,
За Господа Живого жизнь бесстрашно положил;
Былую власть и почести он ни во что вменил.
Презрел он милость царскую, зато Христа познал
И бытие нетленное и вечное стяжал.
Однажды глас Господень к воеводе снизошел,
Исполнил его ревностью, к спасению привел;
В душе его небесные слова́ запечатлелись
И светом невечерним в чистом сердце возгорелись.
Крест, явленный ему, навеки в памяти остался –
Сим знамением он от силы вражьей защищался.
С супругой верной и с возлюбленными чадами
Предал он плоть огню земному беспощадному,
А духом – ко Христу на небо воспарил,
И Бог его в чертоги райские вселил.
Евстафий, мученик, непобедимый воин,
Чертогов сих ты был воистину достоин;
Ты утверждал Святую Церковь на земле,
Да не пленит ее сей мір, иже лежит во зле.
Так отгони теперь единым мановеньем
Лукавства демонские; помоги спасенье
Нам обрести. Пусть Церковь как звезда сияет
И Солнце правды – Христа Бога – прославляет.
Рассуждение:
Самоубийство – это смертный грех и дерзкий вызов Святому Духу, подающему жизнь. Самоубийство – грех гораздо более страшный, чем убийство: в последнем человек еще может и покаяться, тогда как в первом нет покаяния. Вот случай крайнего бедствия, оказавшись в котором малодушные совершили бы самоубийство, тогда как святые Божии люди проявили в нем свое мужество и выдержку. Святой Евстафий однажды оказался в таком положении: на одном берегу реки оставил он одного сына, а другого перенес на противоположный берег и начал возвращаться за первым сыном, чтобы и его перенести. Дойдя до середины реки, он увидел, что лев схватил и унес одного из сыновей; посмотрел на другой берег – и вот волк похитил и унес второго сына. Малодушный бы в этом случае бросился под воду и положил конец своей жизни. Евстафий же, снедаемый скорбью, не совершил самоубийства, но с надеждой на Бога прожил 15 лет в качестве наемника. Дождался сей терпеливый человек того, что снова увидел обоих своих сыновей. Так Бог вознаградил его веру и терпение.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.