Проповеди на праздники:


Житие святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167 г.).

Сей великий апостольский муж родился язычником. Святой Иоанн Богослов привел его к вере Христовой и крестил. В раннем детстве Поликарп остался сиротой. Повинуясь некоему сновидению, приняла его одна благородная вдова, Каллиста, вскормившая и воспитавшая его, как сына. С малых лет Поликарп отличался благочестием и милосердием. Старался подражать жизни святого Вукола, тогдашнего епископа в Смирне, а также святых апостолов Иоанна и Павла, которых он знал и слушал. Святой Вукол рукоположил его во пресвитера, а перед смертью указал на него как на своего преемника на епископской кафедре. Апостольские иерархи, собравшиеся на погребение святого Вукола, хиротонисали Поликарпа во епископа. С самого начала Поликарп был одарен силой творить чудеса. Так, изгнал он беса из слуги некоего князя и своей молитвой остановил в Смирне страшный пожар. Наблюдая за этим, некоторые язычники считали его одним из богов. Низводил он дождь в сухую пору, исцелял болезни, провидел и прорицал грядущие события и т. д. Пострадал же он в правление императора Марка Аврелия. За три дня до смерти святой Поликарп предрек: «Через три дня я буду сожжен на костре ради Господа Иисуса Христа!» И когда на третий день воины схватили его и повлекли на судилище, он воскликнул: «Да будет воля Господа Бога моего!» А когда судья увещевал его отречься от Христа и признать римских богов, святой Поликарп ответил: «Не могу я заменить лучшее худшим!» Особенно ненавидели святого Поликарпа евреи. Они и настаивали на том, чтобы он был сожжен. Когда его, связанного, поставили на разложенные дрова и хворост, он долго молился Богу. Был он очень старым, седым и светлым, как Ангел Божий. И видели все люди, что пламя обвивает его, но к нему не прикасается. Устрашенные таким явлением, языческие судьи приказали палачу пронзить его сквозь пламя копьем. И когда он был прободен, то из него истекло очень много крови, так что и огонь полностью угас, а его тело осталось целым и неопаленным. Подученный евреями, судья повелел сжечь мертвое тело святого Поликарпа по обычаю эллинскому. Так нечестивые сожгли мертвым того, кого не смогли опалить живым. Пострадал святой Поликарп в 167 году в Великую Субботу.

Хранит Господь Своих угодников избранных,

Да не погибнут до прихода дней желанных,

Но подвиг совершат на поле бранном.

Святитель Поликарп, любовью Божьей осиянный,

Со дьяконом своим в дороге как-то были,

В гостинице они заночевать решили.

Дьякон уснул, а старец трепетно молился –

Вдруг Ангел Божий перед ним явился!

И повелел скорее выходить наружу:

Гостиницу сию земля вот-вот обрушит.

Младого дьякона стал старец тут будить,

А тот спит крепко и не хочет в чувство приходить.

При этом Ангел снова входит к ним под кров,

Торопит что есть сил – здесь не до сладких снов!

Усилья удвояет Поликарп святой,

Но дьякон спит, как мертвый, лишь во сне качая головой.

То встрепенется он, то снова в сон уйдет, –

И в третий раз приходит Ангел, ускоряя ход.

«Погибнете!» – тревожным голосом вещает он.

Увидел старец, что не прелесть это и не сон,

Но истинное предостережение от Бога,

Вскочил тогда святой и дьякона повлек к порогу.

В одно мгновение они выбрались во двор –

И в тот же миг свершился неба приговор:

Гостиница обрушилась до основанья,

Все грешники погибли – не имея упованья.

Хоть беззакония свои они скрывали ото всех,

Но Бог их души зрел – и наказал за грех.

Заспанный дьякон, онемев, от страха трепетал,

А старец лишь молитву в сердце тихо повторял.

Хвалу воздали они Богу Вышнему, горячую от слез,

И молча путь продолжили под хороводом звезд.

Рассуждение:

Святой Поликарп так пишет филиппийцам о некоем священнике Валенте, впавшем в грех сребролюбия и утаившем церковные деньги: «Много опечалился я из-за Валента, бывшего некогда у нас пресвитером, что на- столько забыл он о данном ему сане. Посему умоляю вас, берегитесь сребролюбия и будьте чистыми и праведными. Воздерживайтесь от всякого порока. Кто сам не может воздержаться, как станет он учить воздержанию другого? Кто предается сребролюбию, тот оскверняет себя идолослужением и ставит себя в один ряд с язычниками. Кто не знает суда Божия? Или не знаем, что святые будут судить мір (1Кор. 6:2), как учит Павел? Я, впрочем, ничего подобного не заметил у вас и не слыхал – у вас, среди которых подвизался блаженный Павел и о которых он с похвалою отзывается в начале своего послания (к Филиппийцам). Вами хвалится он во всех Церквах, какие в то время познали Бога, а мы (то есть Поликарп и жители Смирны) Его еще не знали. Поэтому я весьма скорблю, братья, о Валенте и его жене. Дай им Бог истинно покаяться! А вы будьте в этом благоразумными и не считайте их за врагов (2Фес. 3:15), но постарайтесь исправить их как члены страждущие и заблудшие, чтобы здраво было всё тело ваше. Поступая так, вы сами себя назидаете». Так святые поступали с грешниками: осмотрительно и сострадательно; осмотрительно, чтобы и других предостеречь от подобного греха, и сострадательно, чтобы исправить и спасти грешников.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.




Проповеди на праздники:

Наверх