Житие Святого пророка Малахии (400 г. до Р. Х.). 16 января

Житие Святого пророка Малахии (400 г. до Р. Х.). 16 января

Последний из известных нам ветхозаветных пророков, почему святые отцы называют его «печатью пророков». «Некоторые утверждали, – говорит святитель Кирилл Александрийский (†444; память 18 января и 9 июня), – что Малахия по естеству был Ангел, но по воле Божией облекся в тело и отправлял в израильском народе должность пророка; но сего вымысла не надо принимать. Ангелом Малахия назван главным образом, по значению своего имени (Малахия – посланник Божий, евр.), а частию, вероятно, и потому, что возвещал израильтянам Божественные глаголы. По сей последней причине сам пророк Малахия называет Ангелом всякого вообще священника (Мал. 2,7).

По свидетельству преподобного Ефрема Сирина (†373–379; память 28 января) и святителя Епифании Кипрского (†403; память 12 мая). Святой Малахия происходил из колена Завулонова. Он родился в селении Суфа, в земле Завулоновой.

Большинство толкователей согласно говорят, что святой пророк Малахия жил по возвращении иудеев из плена Вавилонского, спустя некоторое время после святых пророков Аггея (500 до РХ.; память 16 декабря) и Захарии (520 до Р.Х.; память 8 февраля). В то время был вновь построен Иерусалимский храм (ок. 486 г.), в нем совершалось Богослужение и приносились священниками.

Свое пророческое служение святой Малахия называет бременем, т.е. печальным пророчеством, потому что оно предвозвещает наказание нечестивым (Мал. 2:1–12, 3:5–9, 4:1). Пророк пламенно обличает иудейский народ и священников па за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему «худые жертвы», не соблюдают Его заповедей, своим лицемерием и нечестием уклонились от правого пути.

Пророк Малахия угрожает иудейскому народу Судом Божиим и за разные другие пороки – прелюбодеяния и чародейства, ложные клятвы, притеснение вдов и сирот, отвержение пришельцев, удерживание платы у наемником, неисполнение закона о церковной десятине: «И прииду к вам для суда, и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, – говорит Господь Саваоф» (Мал. 3,5).

Видя неравное раздаяние между людьми земных благ, видя, что нечестивые благоденствуют, а благочестивые страдают, иудеи осмелились сетовать, что Бог благоволит к порочным, что тот хорош в очах Его, кто делает зло, а потому нет промышления Божьего о людях, нет правосудия Божьего на земле (Мал. 2,17). Таковым святой пророк Малахия возвещает, что Божий Промысел воздает каждому должное, что есть Бог Правосудный, Который видит и знает все дела людей, и что Он скоро явится на земле. А чтобы уготовать в их сердцах и душах путь Ему Господь пошлет Своего вестника, который возвестит пришествие Мессии в мир и наступление благодатного Царства Божия на земле: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришел не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6).

В Новом Завете книга святого пророка Малахии цитируется неоднократно, как книга пророческая и Богодухновенная, всем известная и признанная за каноническую (Мф.11, 10; Мк. 1, 2; Лк. 2, 17; Рим. 9, 13).

Из святоотеческих толкований на книгу святого пророка Малахии известны толкования преподобного Ефрема Сирина. блаженного Иеронима, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Феодорита (имеются переводы на русский язык).

Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и, по преданию, был погребен со своими предками в отечественном селении Суфа.

Наверх