Житие Святого пророка Исаии (VII в. до Р.Х) 22 мая
Святой пророк Исаия вместе с пророками Иеремией, Иезекиилем и Даниилом относится к числу четырех великих ветхозаветных пророков. Священное Писание свидетельствует о нем: «Пророк Исаия – великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю. Великим духом своим он провидел отдаленное будущее и утешал сетующих в Сионе; до века возвещал он будущее и сокро-венное, прежде нежели оно исполнилось» (Сир. 48, 25–28). Вследствие особой ясности его пророчеств о Мессии и о Его Царстве святые отцы (блаженный Иероним, блаженный Августин) называют его ветхозаветным апостолом и евангелистом. «Мне кажется, – пишет святой Кирилл Александрийский, – что блаженный пророк Исайя не только обладал в высшей степени благодатью пророчества, но и преимуществами апостоль скими. Ибо он – пророк и вместе апостол; и изречениям его пророческого писания нельзя отказать в ясности евангельской проповеди».
Пророк Исайя родился около 780 года до Рождества Христова. Отец его Амос был, вероятнее всего, сыном Иоаса и братом Амассии, царей Иудейских (4 Цар., 12–14). Соответственно этому пророк Исайя получил хорошее образование и в течение всей своей жизни оказывал немалое влияние на государственные дела. По благодати Божией он был призвал к пророческому служению в год смерти царя Озии (Азарии) в 758 году и пророчествовал около 60 лет при четырех последующих иудейских царях – Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии.
Начало его служения было ознаменовано следующим видением: он видел Господа Бога, сидящего в величественном небесном храме на высоком престоле. Его окружали шестикрылатые Серафимы. Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: – Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна Славы Его!« (Ис. 6:1–3). Столпы храма небесного потрясались от их восклицаний, и дом наполнился благоуханием фимиама. Пророк в ужасе воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!» (Ис. 6,5). Тогда послан был к нему один из Серафимов, имевший в руке раскаленный уголь, который он взял клещами от алтаря Господня. Он прикоснулся к устам пророка Исайи и сказал: «Вот, я прикоснулся к твоим устам и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит». После этого услышал Исайя голос Господа, обращенный к нему: «Кого пошлю и кто пойдет к иудеям, кто пойдет для Нас?». Исайя отвечал: «Вот я, пошли меня, Господи, я пойду». И послал его Господь к иудеям убеждать их обратиться от путей нечестия и идолопоклонства и принести покаяние. Тем, которые покаются и обратятся к Истинному Богу, Господь обещал милость и прощение, а упорным предназначены кары и казни Божий. Тогда Исайя спросил Господа, долго ли продолжится отступление иудейского народа от Бога. Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не будет людей в домах и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут новые побеги, так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя».
В религиозно-нравственном состоянии иудейского народа в то время были значительные колебания – от некоторого подъема благочестия до полного развращения и уклонения в идолопоклонство. Соответственно, и пророческие речи святого Исайи то содержат грозные обличения, то полны любви и сострадания (Ис. 1–12, 24–35). В царствование Ахаза нечестие дошло до крайней степени, когда храм был закрыт, огонь на жертвеннике погашен, а царь вместе с народом поклонялся финикийскому языческому божеству Молоху. Обличая царя за его нравственную развращенность, святой пророк Исайя не оставил его без утешения. В минуту крайней опасности для страны, когда Иерусалиму угрожали войска Сирии и Самарии, пророк Исайя успокаивал Ахаза тем, что род Давида сохранится до пришествия Мессии, и изрек знаменитое пророчество о рождении Спасителя от Девы. – Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7, 14).
При царе Езекии, отличавшемся глубоким и искренним благочестием, пророк Исайя стал советником и близким другом царя. Под его руководством образовалась пророческая школа, призванная служить делу духовно-нравственного просвещения народа. Благодаря влиянию пророка Исайи, Езекия восстановил храмовое богослужение (2Пар. 29, 3–36), уничтожил остатки идолопоклонства (4Цар. 18, 4). При Езекии особенно ярко проявилась сила молитвы святого пророка Исайи. Так, по его заступничеству ангел истребил в одну ночь 185 тысяч воинов армии ассирийского царя Сеннахирима, угрожавшаго захватить Иерусалим (4Цар. 18–19; 2Пар. 32, 20). Когда царю Езекии угрожала смертельная болезнь и он молился Богу о выздоровлении, пророк Исайя возвестил царю, что он проживет еще 15 лет и что Господь дает ему знамение в свидетельство исполнения его просьбы – солнечная тень возвратится на десять ступеней назад (4Цар. 20, 8–11).
При преемнике Езекии – царе Манассии святой пророк Исайя претерпел мученическую кончину. Он обличал царя и его вельмож за их нечестие, за это Манассия преследовал его. Пророк скрылся, по преданию, от преследований царя в дупле большого дуба, но был обнаружен и вместе с дубом перепилен деревянной пилой. Блаженный Иероним слова апостола Павла «претрени быша» (Евр. 11, 37) относит именно к страданию святого пророка Исайи, а богослужебные тексты называют его «пророкомучеником» (кондак святого).
Живя на земле, не чуждаясь семейной жизни, деятельно участвуя в государственных делах, в судьбах своего народа, пророк Исайя духом был весь устремлен к жизни .иного Небесного отечества, к созерцанию тайн Горнего мира. Его пророчества по глубине и возвышенности, можно сказать, проникнуты духом Нового Завета. Так, в своем видении Бога, когда Господь призвал его к пророческому служению (Ис. 6), Ему, несомненно, была открыта тайна Пресвятой Троицы (Ис. 6:3 и Ин. 12:40–41, Деян. 28:25–26). В его пророчествах много родственного с тайнозрителем Нового Завета – апостолом Иоанном Богословом. Это и высокое понятие о Божественной любви к человеку, превышающей материнскую любовь (Ис. 49:15, 66:13), и необыкновенно ясные пророчества о Мессии (Ис. 7:14, 9:6, 11:1), с которыми созвучны апостольские слова: «Мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Это и особенно проникновенное изображение страданий Мессии (Ис. 52, 53) – как будто пророк Исайя был вместе с Иоанном Богословом у подножия Креста Господня. Наконец, когда святой пророк Исайя описывает будущее царство Мессии, то сходство с Откровением апостола Иоанна Богослова доходит до совпадения в выражениях – (Откр. 3, 7 – Ис. 22, 22; Откр. 7, 16 – Ис. 49, 10; Откр. 21, 1– Ис. 65,17; Откр. 21, 2 – Ис. 52:1, 54:5).
Новозаветный характер книги пророка Исайи свидетельствуется также и тем, что Сам Спаситель и его Ученики особенно часто упоминали именно его пророчества, а также тем, что эта книга широко употребляется в Богослужении Православной Церкви: молитвы священника на проскомидии, песнопения на Литургии, паремии в навечерие Рождества Христова, Богоявления, на Великий четверг, Великую пятницу; во время святой Четыредесятницы читается почти вся книга пророка Исайи. Сердцу каждого христианина понятны и близки слова из этой книги: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко» (Ис. 55, 6).
Святой пророк Исайя был погребен недалеко от известного Силоамского источника. Впоследствии мощи святого пророка Исайи были перенесены царем Феодосией Младшим в Константинополь и положены в храме святого Лаврентия во Влахерне. В настоящее время часть главы святого пророка Исайи хранится на Афоне в Хилендарском монастыре.
О времени и событиях, происходивших при жизни пророка Исайи, повествуется в 4-й книге Царств (гл. 16, 17, 19, 20, 23 и др.), а также во 2-й книге Паралипоменон (гл. 26–32).