Житие святого пророка Илии (IX в. до Р.Х.). 2 августа
Боговидец, чудотворец, ревнитель по Божией вере, святой Илия происходил из рода Ааронова, из города Фесвит, отчего и наречен Фесвитянином. Когда родился Илия, отец его, Савах, видел Божиих Ангелов вокруг младенца; они пеленали его огнем и питали пламенем. Это было предзнаменованием пламенеющей натуры святого Илии и данной ему от Бога огненосной силы. Всю свою молодость провел он в богомыслии и молитве, нередко удаляясь в пустыню, дабы в тиши и безмолвии размышлять и молиться. В то время иудейское царство было разделено на две неравных части: на царство Иудино со столицей в Иерусалиме, включавшее в себя только два колена: Иудино и Вениаминово; и на царство Израилево со столицей в Самарии, охватывавшее 10 остальных колен. Первым царством владели потомки Соломона, а вторым – потомки Иеровоама, раба Соломона. Самое большое противостояние было у пророка Илии с израильским царем Ахавом и его злобной и коварной женой Иезавелью. Ибо те поклонялись идолам, отвращая народ от служения единому живому Богу. Кроме того, Иезавель, будучи сирийкой, надоумила мужа воздвигнуть капище сирийскому богу Ваалу и приставить многих священников к служению этому ложному божеству. Сотворив великие чудеса, пророк Илия удостоверил силу и власть Божию: заключил он небо, так что не было дождя три года и шесть месяцев; низвел огонь с неба и возжег жертву Богу своему, тогда как жрецы Ваала не смогли этого сделать; молитвой своей свел дождь с неба, чудесно умножил муку и елей в доме вдовицы в Сарепте и воскресил ее умершего сына, предрек Ахаву, что псы будут лизать его кровь, а Иезавели – что псы съедят ее плоть, что и сбылось; и другие многие чудеса сотворил он и предрек грядущие события. На горе Хорив беседовал он с Богом и слышал голос Божий в тихом и светлом дыхании ветра. Перед восшествием на небо взял он Елисея и назначил его своим преемником в пророческом звании. Своей милотью (то есть плащом. – Ред.) разделил он воды в Иордане и, наконец, был взят на небо, взойдя туда на огненной колеснице с огненными конями. На горе Фавор явился он вместе с Моисеем Господу нашему Иисусу Христу. Перед концом света сей Илия снова явится, чтобы обуздать силу антихриста (Откр. гл. 11).
Муж пламенный, святой пророк Илия,
Небесным светом в міре сем просиял;
Своей молитвой Богу так угодил,
Что небо затворял и огонь низводил.
Десницею Господней сурово и смело
Творил он чудеса и карал маловеров
И, ревностью святою исполнен премного,
Единому Живому лишь кланялся Богу.
Свиреп был царь еврейский, а паче – царица,
Душа же Илии, как небесная птица,
Средь скверных лжепророков порой обитала,
В краю нечестия жемчужиной стала.
Не думал Илия о земной пище тленной,
Ко Господу любовью горя несравненной,
И Промыслом хранимый средь злобных врагов,
За веру в Бога жизнь положить был готов.
Как лев могучий, всюду он лесть попирал,
Господь небесным зовом его утешал, –
Прославил на земле его славой великой,
Прославившего Бога во пустыни дикой.
Божественным огнем попалившего жертвы,
Дождившего дождем, воскрешавшего мертвых.
Дела его преславные всех изумили,
Пророчества исполнились все в полной силе.
Душою целомудрен он был, как и телом,
И смерть к нему приблизиться даже не смела.
О огненный пророче, заступник наш пред Богом,
Тебя мы ныне славим с отрадою многой.
Рассуждение:
Нет ничего немощнее, чем человек без веры. Не имеющий веры уповает на силу бездушных вещей и мертвых природных стихий, но не верит ни в Божие всемогущество, ни в силу Божиих людей. Это – духовное отупение, равное духовной смерти. Итак, живые души верят, а мертвые не верят. Живые души верят в могучие чудеса пророка Илии; чудеса сии радуют их и ободряют, ибо знают они, что это – проявление силы Божией. Если Бог являет Свою силу через мертвые предметы и стихии, как тогда не являть Ему ее через живых и святых людей! Особенно отрадно для верующих то, что пророк Илия живым явился на горе Фавор во время Господня Преображения. Во время своей жизни на земле сей великий пророк являл доказательства существования единого и живого Бога, а по взятии на небо, причем спустя несколько сот лет, своим явлением на Фаворе представил людям явное свидетельство жизни после смерти.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.