Житие святого пророка Иезекииля (VI в. до Р.Х.). 3 августа
Святой пророк Божий Иезекииль. VII-VI века до Рождества Христова были ознаменованы для древних евреев вступлением в тяжелый, подлинно трагический период их истории. Это было время гнева Божия на израильский народ. Мгла народных грехов сгустилась настолько, что долготерпение Божие закончилось, и на иудеев были посланы суровые, но единственно спасительные для них кары. Чтобы вразумить избранный, но отпавший народ, Господь попустил халдеям, особенно возвысившимся при царе Навуходоносоре (605–562 гг. до Р. X.), завоевать Израильское царство. Иерусалим был трижды взят Навуходоносором, при царе иудейском Седекии (599–588 гг. до Р. X.) Иерусалим, взятый в третий раз, был полностью разрушен. Во время войн халдеи насильственно переселяли евреев в Вавилон, это пленение продолжалось 70 лет.
Во время Вавилонского плена по особому произволению Божию из среды Израиля стали воздвигаться пророки, которым был открыт истинный смысл происходящего. Во времена вавилонского плена действовали три великих пророка – Иеремия, Иезекииль и Даниил, огненные слова которых запечатлены в Священном Писании Ветхого Завета.
Святой пророк Иезекииль родился около 624 г. до Р. X., происходил из иудейского города Сарира, был потомственным священником, сыном Вузия из колена Левиина. Во время второго нашествия халдеев он был переселен в Вавилон, где жил близ реки Ховар и совершал свое пророческое служение. Началось оно, когда пророку было 30 лет – видением славы Господней в отверзшихся Небесах – и продолжалось 22 года. Будучи однажды около реки Ховар, святой внезапно увидел движение с севера великого огненного облака, излучавшего сияние. Внутри облака были видны очертания четырех живых существ, обликом похожих на человека, но каждое с четырьмя лицами и четырьмя крылами. Лица эти были лица человека, льва, тельца и орла, и при каждом существе было по колесу. Колеса представлялись сделанными из топаза и были покрыты бесчисленными глазами. Над головами существ был как бы кристаллический свод, на котором находились престол и образ Человека. Этот Человек тоже был словно из огня, Его окружало радужное сияние. Все это цельное, единое виде́ние жило огненной жизнью, двигалось, звучало, было одушевлено одним духом (Иез.1).
Это было не просто виде́ние – это было начало служения святого Иезекииля Господу. Сидящий на престоле обратился к пророку и объявил ему о его миссии: Иезекииль посылался к непокорным израильским переселенцам для возвещения им воли Божией. Но прежде Иезекииль должен был стать знающим. Святой пророк увидел простертую к себе руку со свитком, на котором стояли слова «плач, и стон, и горе», – этот свиток ему надлежало проглотить. Святой повиновался – и ощутил небывалую сладость, исполнившись пророческого духа. Колесница славы Божией при этом ушла вверх, и чудесное видение окончилось. Отныне святой Иезекииль должен был свидетельствовать о «плаче, стоне, горе» ждущих израильтян. Все его существо преобразилось – «отверзлись вещие зеницы», открылся духовный слух.
Книга пророка Иезекииля разделяется на две неравные части. Первая, бо́льшая, изображает ви́дение им всей глубины народного падения и грядущих грозных бедствий. Это те «плач, стон, горе», которые написаны в свитке, проглоченном пророком. Вторая часть книги Иезекииля исполнена надежды, показывает грядущее обновление и преображение Израиля. Слава Господня не только являлась пророку в главные моменты его жизни, но постоянно незримо руководила им. Сущность подвига пророка Иезекииля в том, что он служил Израилю живым знамением: часто он не говорил, но действовал, и символические действия его предвещали будущее народа. То знание, которое открывалось пророку Иезекиилю Святым Духом, он сообщал через знаменательные образы и притчи. Книга пророка Иезекииля отличается исключительной образностью.
Первая ее часть свидетельствует, что Израиль находится в плачевном состоянии, что он погибает, что если он не обратится, то его ждет полное уничтожение.
Здесь повествуется, что однажды, когда святой Иезекииль сидел со старейшинами народа, он был восхищен Духом и перенесен в Иерусалим. Водимый славой Божией, пророк увидел тайные идолопоклоннические культы, которые совершали отпавшие в язычество евреи, и ему, по милости Божией, открылся их ужасающий духовный смысл, а также их неотвратимо пагубные последствия. Пророк Иезекииль увидел грозных ангелов-карателей, входящих в Иерусалим, огненные угли, сыплющиеся на нечестивый город от славы Божией, трупы на его улицах и, главное, как слава Божия покинула город. Это подлинное пророческое виде́ние, откровение тайн вечности – и здесь пророк Иезекииль по преимуществу свидетель-созерцатель. В других случаях он вразумлял израильских переселенцев иначе. Он построил макет Иерусалима и изобразил его осаду, затем лег подле этого макета и лежал более года, питаясь нечистым хлебом; эти действия знаменовали захват Иерусалима и многолетний иудеев плен, по числу дней, которые лежал пророк. Иногда полученные откровения Иезекииль облекает в форму символических образов. Отношения между Богом и израильским народом он уподобляет браку, при этом идолопоклонничество Израиля сравнивается с многочисленными и безобразными супружескими изменами жены. Святой Иезекииль нередко обращался к притчам: он использовал образы молодого и хищного льва, посаженного в клетку, или виноградной лозы, перенесенной в пустыню, чтобы показать пленение вавилонское. Наконец, важное значение в служении святого пророка занимали пламенные обличительные речи, которыми он предупреждал соотечественников о грозящих им бедах, стараясь обратить их на путь праведный.
Во второй части книги Иезекииля повествуется о будущем восстановлении Израиля. Смысл откровений о восстановлении, которые получал пророк Иезекииль, относился уже не к одному еврейскому народу и не к ближайшему будущему, но ко всему человечеству и к конечным временам. Поэтому если первая часть книги пророка Иезекииля по преимуществу исторична, то вторая насыщена эсхатологическим содержанием и имеет сходство с образами Апокалипсиса.
Уже в самом начале пророчеств о восстановлении святой Иезекииль указывает, что есть это восстановление. Это не обретение государственной независимости и могущества – это преображение, духовное обновление личности человека. «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26–27). В этих словах от Лица Бога утверждается, что восстановление – отнюдь не простое историческое событие, но духовное обновление. Здесь много общего с апокалипсическим «се, творю все новое» (Откр.21:5). Затем война с Гогом, которую созерцает в Духе пророк Иезекииль, также изображена подобно показанной в Апокалипсисе. Наконец, явственные черты вечности присутствуют в образе созерцаемого святым пророком Иезекиилем храма: поток живой воды, льющийся из него, который все оживляет и обновляет на своем пути, видит и новозаветный Тайнозритель (Иез.47:1–12 и Откр.22:1–2). Как книгу, так и жизнь святого пророка Божия Иезекииля можно назвать нисхождением и последующим восхождением: нисхождением – в самую глубину падшего мира, восхождением – к Свету вечности и Царства Божия.
Известно, что святой Иезекииль был также чудотворцем. Однажды при столкновении евреев с Халдеями он совершил чудо, подобное Моисеевому: по его молитве воды реки Ховар расступились и дали путь евреям, – те были спасены, преследующие же их халдеи погибли под водами. Также он наслал на впавших в идолопоклонство еврейских переселенцев различных ядовитых животных, которых впоследствии, сжалившись, удалил молитвой. Он избавил израильтян от голода, умиравших возвращал к жизни.
Кончина его была мученической: святой пророк Иезекииль был разорван конями по приказу одного из израильских старейшин, не выдержавшего его обличений. Евреи, оставшиеся верными Единому Богу, торжественно погребли его останки в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей праотца Авраама.