Архангел Гавриил
Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела...undefined >>

Житие святого Никифора исповедника, патриарха Цареградского (827 г.). 15 июня

Происходил из знатного рода. Его отец, Феодор, человек богатый и благочестивый, был высокопоставленным чиновником при царском дворе. Никифор прослужил при дворе несколько лет в том же звании, что и его отец. Но увидев всю мірскую суету, он удалился в укромное место на берегу Босфора и там построил монастырь. Обитель быстро наполнилась иноками, а он, управляя монастырем, не хотел сам принимать пострига под предлогом своего недостоинства, хотя во всем был образцом для всех. До того он, исполняя волю царя и патриарха, участвовал в работе Седьмого Вселенского Собора как мірянин и своим блистательным знанием Священного Писания много поспособствовал успеху Собора. Когда умер патриарх Тарасий, Никифор, вопреки своей воле, был избран в патриархи. Тотчас по избрании принял он монашество и, по порядку пройдя все ступени посвящения в высший сан, был возведен на патриарший престол в храме Святой Софии. Это свершилось в 806 году, в правление царя Никифора, который вскоре после того пошел войной на болгар и погиб. Его сын Ставрикий умер, процарствовав всего два месяца. После него воцарился добрый царь Михаил, именуемый Рангав (Рангаве), но правил он всего два года, пока Лев Армянин не свергнул его и не изгнал. Когда воцарился сей Лев, патриарх послал ему на подпись книгу о Православном Вероисповедании (по обычаю всех византийских императоров, сие считалось присягой на соблюдение и защиту правой веры). Царь не подписал ее, отложив это дело до окончания коронации. А когда патриарх его короновал, он снова отказался ее подписывать и вскоре проявил себя еретиком-иконоборцем. Патриарх, желая вернуть царя к правой вере, попытался было увещевать его, но тщетно. Царь насильно изгнал Никифора в заточение на остров Проконнис, где тот в бедствиях и всякого рода лишениях провел 13 лет и в 827 году преставился в вечность. Как патриарх управлял он Христовой Церковью 9 лет.

Велик Никифор был в кругу подвижников святых,

Как исполин средь старцев и средь юношей младых.

А царь был низок и тщеславен, хоть носил он имя льва,

В упрямстве, в лютой злобе, в лести жизнь его текла.

Царю дела державные управить подобает,

Судить догматы веры Бог ему не позволяет.

Когда Никифор-патриарх догматы толковал,

Лукавый царь смиренья маску надевал.

Взойдя на трон, советы патриарха царь попрал,

Святителя на дикий остров в заточение сослал.

И принялся по-своему Божественную истину вещать,

Догматы православной веры беззаконно извращать.

Никифор же велик пребыл и в сем изгнаньи,

Соблюл он сана своего и честь, и достоянье.

Величие внутри себя бесстрашно он носил,

Ни капли лжи или надмения при том не допустил.

Свершил он подвиг веры и изрядной чистоты,

Поста, смиренья, кротости и христианской простоты.

А Льва убили присные – и смерть его была люта,

Ведь покаянье царь отверг, как отвергал он лик Христа.

Рассуждение:

Иконопочитание есть составная и неотъемлемая часть Православия. А что некоторым людям мерещится, что почитание икон якобы то же, что и идолопоклонство, – в этом нет никакого доказательства против икон. Ведь и иудеям казалось, что Христос творит чудеса силой сатаны, а не Бога; и римлянам представлялось, что христианские мученики – обычные чародеи и волшебники. «Икона – вещь божественная, но не обо́женная», – сказал святой Никифор царю-иконоборцу Льву Армянину. Затем он пояснил ему, что Бог повелел Моисею сделать медного змия и воздвигнуть его в пустыне, хотя перед этим заповедал не делать никаких резных изображений (Исх. 20:4; Втор. 4:15–18). Заповедал Он это, чтобы спасти Свой избранный народ от египетского идолослужения, а то (то есть соорудить медного змия. – Пер.)– чтобы Он, Бог Единый и Всевышний, явил Свою силу через видимый предмет.

Так являет Он Свою силу и через иконы. Это Его святая воля, а нам это на пользу ко спасению. Если бы иконы были чем-то малозначащим или даже идольским, разве многие из самых святых и самых духовных мужей и жен в истории Церкви пострадали бы за иконы даже до смерти?

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 5: Охридский Пролог: апрель, май, июнь. - 2008. - 446 с.



Наверх