Житие святого мученика Понтия, сенатора (257 г.). 18 августа
Сын сенатора Марка и его супруги Юлии. Бесплодная Юлия зачала лишь после 22 лет брачной жизни и родила Понтия. Крещенный папой Понтианом вместе со своим другом Валерием (автором его жития), святой Понтий сумел привести к вере и своего отца Марка, и императора Филиппа вместе с сыном, и многих других знатных римлян. Будучи сенатором, крепко защищал и поддерживал Церковь и был большим другом папы Фавия. Когда по воцарении Декия разразилось гонение, Понтий удалился из Рима и скрылся в Альпийских предгорьях. Но в правление Валериана и Галлиена был схвачен и подвергнут ужасным истязаниям, во время которых явил немало Божиих чудес и многих обратил ко Христу. На месте его мучений стояла целая толпа жидов, которые кричали судье: «Убей, убей немедленно этого чародея!» Услышав это, святой Понтий воздел руки к небу и сказал: «Благодарю Тебя, Боже мой, что и жиды вопят против меня, как некогда их отцы вопили против Христа, требуя от Пилата – «Распни, распни его!» Усечен мечом в 257 году и погребен руками своего друга Валерия.
Однажды юный Понтий с другом своим верным
По Риму проходил, душой скорбя безмерно.
Отец его – сенатор, мать – знатная матрона,
Но отчего ж душа его – обитель слез и стона?
Познав всю мудрость светскую, он больше ей не верил;
О том же размышлял и друг его, Валерий.
Сгущался мрак, и отдыха уже просили ноги,
Но вот, как будто в утешение тревоги,
На христианский храм два друга набрели –
И, не сговариваясь, внутрь его вошли;
Их умилило тихое мерцание свечей, –
И Духа благодать коснулась их очей.
Когда же звуки пения под сводом раздались,
Прислушались они – и воспарили духом ввысь.
«Языков идолы суть тленные кумиры, –
Пел хор, – их почитатели всегда жалки́ и сиры.
Имеют истуканы очи, но отнюдь не зрят,
Имеют и уста, – но губы мертвые молчат.
Не помогают идолы своим слепым творцам,
Молитвы перед ними не восходят к небесам.
Лишь немощь в почитателей своих они вселяют –
Слабее хрупкой трости все язычники бывают.
Безумен всяк, кто с идолами свяжет упованье...»
Два юноши, услышавши такое назиданье,
Вострепетали сердцем и, подойдя к иконе,
Узрели Господа на пренебесном троне;
Сердца свои раскрыли пред священником честным,
А души их наполнились вдруг светом неземным.
Наставил их священник в заповедях Божьих,
Умы их просветил, опутанные ложью.
Они возненавидели языков беснование,
Впитав Завета Нового благое упование.
Два знатных гражданина римских приняли крещение;
Печаль оставив, радость ощутили воскресения.
Рассуждение:
«Кто может веровать, если не даст Бог? Кто способен пойти на подвиг, если не поможет Господь? Кто силен принять венец (мученичества), если не дарует Христос?» – так начинает Валерий житие своего друга Понтия. Всё может Бог и всего хочет Бог, что для людей спасительно, если только люди Ему молятся. Молитвой святая Нонна обратила в христианство своего супруга Григория и своего сына, будущего святителя Григория Богослова. Молитвой праведная Моника вызволила блаженного Августина из беспутной жизни, наставив его на путь добродетели и веры. Молитвой святитель Василий привел ко Христу своего учителя Еввула. Молитвой царь Езекия продлил себе жизнь на 15 лет. Молитвой преподобный Симеон Столпник отвратил нашествие персов и скифов, уже подготовивших армию для вторжения в греческую землю. Одним словом, – легче пересчитать звезды на небе, нежели все чудеса, сотворенные молитвой в міре сем.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.