Житие Святого мученика Иустина Философа (II) 14 июня

Святой мученик Иустин Философ – образец человека, искренно стремящегося к истине, посвятившаго поискам истины всю свою жизнь и нашедшаго ее во Христе. Святой Иустин называется Философом, ибо избрал основным занятием философию, под которой понимал «разумение всего существующего и познание истины».

Святой Иустин родился в начале II века в Сихеме, древнем городе Самарии (современный Наблус). Его родители, греки по национальности, были язычниками, и сам святой Иустин пришел к христианству не сразу. С детских лет он отличался глубоким умом и любовью к познанию. Жажда истины привела его к языческим философам – сначала стоикам, потом пери патетикам, пифогорейцам, платоникам, но чувство неудовлетворенности не оставляло его.

Однажды, гуляя по берегу моря в уединенном месте и размышляя о смысле бытия, святой Иустин повстречался с неким старцем, который в беседе с ним убедил его в суетности языческой философии и преподал ему основы христианской веры. «Какой-то огонь разгорелся во мне, – вспоминал впоследствии святой Иустин, – воспламеняя дух мой стремлением к Богу, и возросла во мне любовь к святым пророкам и к тем мужам, которые друзья Христовы. Размышляя о словах старца, я познал, что возвещенная им философия – единственно истинная, начал читать пророческие и апостольские книги и от них стал действительно философом, т. е. истинным христи анином».

На 30 году жизни Иустин принял Святое Крещение и с этого времени все свои способности посвятил служению Церкви. Он оказался одним из первых христианских писателей, которые предприняли попытку изложить Евангельское учение на языке античной философии и тем самым содействовали принятию христианства в Римской империи. Святой Иустин в своих трудах сосредоточил внимание на личности Христа – Божественного Логоса, воплотившагося ради спасения человеческого рода. В творениях святого Иустина философия и богословие тесно переплетаются, однако, используя философский язык того времени, святой никогда не примешивал языческие идеи к Богооткровенному учению; его философия – строго христианская. Изложение вопросов вероучения у святого Иустина живо связано с нуждами Церкви. Так, например, когда император Антонин Пий (138–161) начал гонение на христиан, святой Иустин Философ написал Апологию в защиту трех невинно осужденных последователей Христа (около 165 года). В этом труде он обличал ложность языческих суеверий и несправедливость обвинений христиан, доказывая, что жизнь их – целомудренна и праведна. Несколько ранее он написал Апологию, адресованную императору Антонину Пию, его сыну Марку Аврелию и римскому сенату. Обе апологии произвели столь сильное впечатление на императора, что он прекратил гонение. Святой Иустин отправился в Азию с радостной вестью об этом. В Малой Азии, в Ефесе, состоялся диспут Иустина с иудейским раввином Трифоном. Святой Иустин доказывал истину христианского учения на основании глубокого знания ветхозаветного Священного Писания. Об этом диспуте осталось сочинение Иустина Философа «Разговор с Трифоном иудеем».

Восприняв истину христианства не только разумом, но и сердцем, святой Иустин Философ запечатлел подвиг своей жизни мученической кончиной. Он предчувствовал, что ему уготован мученический венец. Вскоре после возвращения в Италию, он, как обычно, проповедовал Еванге лие и многих обращал ко Христу. Святому Иустину приходилось часто участвовать в диспутах с языческими философами. Один из них, Крискент, принадлежавший к школе киников, воспылал лютой ненавистью к святому и оклеветал его перед римским судом. Святого Иустина долго мучили, однако не нашли в нем никакой вины. Тогда Крискент, боясь, как бы Иустина не отпустили на свободу, отравил его ядом. По другим данным, в частности, по свидетельству святого Иринея Лионского , святой Иустин и шесть его сторонников были вызваны на окончательный допрос к префекту Рустику и после исповедания истинной веры были обезглавлены. Святой Иустин пострадал в Риме при римском префекте Юнии Рустике около 166 года.

К числу сочинений, принадлежность которых святому Иустину не установлена достоверно, относят следующие: «Речь к эллинам», «Увещание к эллинам», «О единовластитель стве», «О воскресении» (фрагмент). Мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме.


Наверх