Житие святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского (386 г.).
Родился в Иерусалиме в 315 году, в царствование Константина Великого, а скончался в 386 году, в царствование Феодосия Великого. В 346 году рукоположен в священника, а в 350 наследовал на иерусалимской кафедре блаженному патриарху Максиму. Трижды был свергаем с кафедры и отправляем в ссылку, пока, наконец, в эпоху Феодосия не был на нее возвращен и, мирно пожив еще 8 лет, не предал свою душу Господу. Две тяжкие брани он претерпел: одну с арианами, усилившимися в царствование Констанция, сына Константина, а вторую – в правление Юлиана Отступника: с ним самим и с иудеями. В ту пору, когда ариане были сильны, однажды в День Пятидесятницы над Иерусалимом явилось знамение креста, светлейшее солнца, простиравшееся над городом и Елеонской горой в течение нескольких часов начиная с девятого часа утра. Об этом явлении, которое видели все жители Иерусалима, было написано и царю Констанцию, и оно изрядно послужило укреплению Православия против еретиков. В правление же Отступника было другое знамение. Дабы унизить христианство, Юлиан подговорил иудеев воссоздать Соломонов храм. Святой Кирилл молился Богу, чтобы этого не случилось. И было ужасное землетрясение, разрушившее всё вновь построенное. Иудеи принялись отстраивать всё заново. И опять произошло землетрясение, которое не только разрушило все новые постройки, но и разбросало старые камни, всё еще стоявшие один на другом (в серб. букв.: все еще державшиеся под землей. – Ред.). Так сбылось слово Господне: Не останется здесь камня на камне. Из многих трудов этого святого Отца сохранились его «Катихезы» («Огласительные слова»), сочинение первоклассное, утверждающее веру и практику Православия вплоть до сего дня. Незаурядным архипастырем и великим подвижником был этот святитель. Имел нрав кроткий и смиренный, лицом был бледен и весь изможден постом. После многотрудной жизни и полной благородства борьбы за православную веру мирно упокоился и переселился в вечные дворы Господни.
Лампада велелепная горит пред алтарем;
Лампадка малая со скромным жаром тлеет,
Пусть нищим возжжена она (как первая – царем),
Но перед Тем же Богом радостно алеет.
Великими и малыми угодники бывают,
Возженные огнем Христовым и небесной силой;
В числе великих Церковь прославляет
Святого лучезарного Кирилла.
Он веру изъяснил и Православие упрочил,
Слова реченные всей жизнью исполняя,
Ведь Дух Святой вещал его устами днем и ночью
И отблеском небес была душа его святая.
И Ария он посрамил, и Юлиана сокрушил,
Христу же верил непреложно и негордо,
Бальзамом был для каждой страждущей души,
И золотое его слово было твердо.
И ныне наставляет он слепых и маловерных,
Бодря и веселя избранный для Христа народ,
И Церковь славит его в чине правоверных,
Соборно чествуя из года в год.
Рассуждение:
Есть злорадные люди, полагающие, что именно время принесло Христу величие и что в первые века христианства о Господе не мыслили так высоко, как это наблюдалось в позднейшие эпохи. Такую неправду опровергнуть проще простого. Вот как о Владыке Христе пишет святой Кирилл Иерусалимский: «Сей есть Тот, Кто есть и Кто был, Отцу соприсносущный, Единородный, Единопрестольный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несотворенный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Необъемлемый, Недомыслимый, Неограниченный. Сей есть сияние славы Отчей (Евр. 1:3). Сей есть начертание существа всех тварей. Сей есть Свет Света, сияющий из недр Отчих. Сей есть Бог богов (Пс. 49:1) и от Бога Бог познаётся. Сей есть Источник живота (Пс. 35:10), от Источника жизни Отчего проистекающий. Сей есть Река Божия (Пс. 64:10; 45:5), исходящая из бездны Божией, но не отделяющаяся. Сей есть Сокровищница благости Отчей и бесконечного блаженства. Сей есть Вода жизни (Ин. 4:14), подающая жизнь міру. Сей есть Луч несозданный, рождающийся, но не отсекающийся от первосветящего Солнца. Сей есть Бог Слово (Ин. 1:1), одним словом осуществивший вся твари из небытия в бытие... Сей есть Тот, Кто сотворил нас по образу Божию, а теперь Сам соделался человеком по образу нашему. Человек, но вместе с тем и Бог». И по сей день, спустя 16 столетий с той поры, когда было написано это вероисповедание, Православная Церковь содержит ту же самую веру, слово в слово, не опуская из нее ни одной буквы (в серб. букв.: от буквы до буквы. – Ред.).
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.