Прп. Симеон Псково-Печерский
Мчч. Хрисанфа (икона) и Дарии (икона) и...undefined >>
На 6-м часе: Ис. XL, 18-31. На веч.: Быт. XV, 1-15. Притч. XV, 7-19.

Житие святого блаженного Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576 г.).

Проводил жизнь юродивого в Пскове в царствование Ивана Грозного и упокоился 28 февраля (по ст. ст.) 1576 года.

Два естества Господь соединил

Не разделить их уж вовеки:

Божественное и людское,

Неразлучимо в Богочеловеке.

Бог и Человек – едино

Есть Лицо Его; Спаситель –

Богочеловек, Незримый

Разобщенного Соединитель,

Вечных тайн Истолкователь,

Царства святости Основатель.

Бог к человеку спустился –

Вечность к земле приклонилась.

Время ввысь обратилось.

Христос – труба Святого Тройства,

Христос – тайна дивного Двойства;

Бог истинный Человеком стал,

Долу сошел, горе́ пребывал.

Не ниспал, не оступился,

Но плотию облекся непреложно.

Вот какова любовь Его чистая,

Неистощимая и неложная.

Всегда одна и та же, всех щадящая,

Мизинцем чудеса творящая,

Уму непостижимая.

Рассуждение:

Редким бесстрашием отличались Христа ради юродивые. Блаженный Николай бегал по улицам Пскова, притворяясь безумным, обличая в людях их тайные грехи и прорицая будущие события. Когда царь Иван Грозный вступил в Псков, весь город был объят страхом и ужасом при виде грозного владыки. Перед каждым домом стояли хлеб и соль как приветствие царю, но народ не появлялся. Когда градоначальник перед церковью поднес царю на подносе хлеб и соль, царь оттолкнул поднос, и хлеб с солью упали наземь. Тогда появился перед царем блаженный Николай в длинной рубахе, опоясанный веревкой, скача на палке, как дитя, и воскликнул: «Иванушка, Иванушка, ешь хлеб да соль, а не людскую кровь». Воины помчались за ним, чтобы его схватить, но он убежал и скрылся. Узнав о сем блаженном, кто он и чем занимается, царь пришел в его тесное жилище. Была первая неделя Великого поста. Услышав, что царь грядет к нему с визитом, Николай нашел кусок сырого мяса и, когда царь переступил порог его кельи, то, поклонившись самодержцу, Николай предложил царю мясо со словами: «Ешь, Иванушка, ешь!» Грозный царь сердито ему ответил: «Я христианин и не ем мяса в пост». Тогда Божий человек скоро ему ответил: «Да ты поступаешь и хуже: питаешься человеческим мясом и кровью, забывая не только о посте, но и о Боге!» Этот урок вошел глубоко в сердце царя Ивана, и он, постыженный, тотчас оставил Псков, где намеревался учинить великую расправу.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.



Наверх