Житие Святого благоверного князя Лазаря Сербского (1389г.) 28 июня

Житие Святого благоверного князя Лазаря Сербского (1389г.) 28 июня

Святой благоверный князь Лазарь Сербский (полное имя Стефан Лазарь Хребельянович) родился около 1329 года в городе Прилепце около Нового Брда в семье знатного вельможи Лазаря Прибаца Хребельяновича (или Гребляновича). С детства святой Лазарь отличался благонравием, кротостью и добротой. Он воспитывался при дворе короля Сербии Стефана Душана. Святой Лазарь пользовался всеобщей любовью и уважением за свою начитанность, доблесть и благоверие. Около 1353 года святой Лазарь женился на Милице – дочери великого князя Вратка, из рода Неманичей. Став родственником короля, Лазарь получил титул князя. У святых Лазаря и Милицы (в монашестве Евгения–Ефросиния; † 1405: память 19 июля) было пять дочерей и три сына, из которых старший Стефан, как и его родители, причислен к лику святых († 1427: память 19 июля).

Во время правления Стефана Душана Сербское государство укрепилось и расширило свои границы. Но после его смерти в 1355 году между князьями начались раздоры и междоусобицы. Сын Стефана Душана Стефан Урош безуспешно старался утвердить мир в своей стране. Этим воспользовались турки. 26 сентября 1371 года они разбили малочисленное сербское войско на реке Марице. Мусульмане разоряли сербские земли и многих жителей убивали или уводили в плен. Южная часть Сербского царства потеряла свою независимость. 4 декабря 1371 года благочестивый царь Стефан Урош был предательски убит (память 2 декабря).

Благоверный князь Лазарь, стремясь сохранить независимость Сербии, стал объединять сербские земли. Он объединил области Ужице и Руюника со своими землями, изгнал венгров из Срема и Мачвы, присоединил к Сербии земли по обе стороны реки Тиссы. Противники объединения сербских земель в одно государство пытались помешать делу святого Лазаря. Наместник Герцеговины князь Николай Алтаман пытался убить святого, но, по Божию Промыслу, благоверный князь остался жив: нож убийцы ударил в крест, который святой Лазарь носил на груди. Вскоре к княжеству святого Лазаря были присоединены Герцеговина и Банат. В 1379 году сербские князья избрали благоверного князя Лазаря своим господарем.

Благочестивый господарь заботился об укреплении Церкви Божией в своей стране и за ее пределами. Благодаря ему был улажен конфликт между Сербской Церковью и Константинопольским Патриархом. Греки не признавали самостоятельность Сербской Церкви, которая отделилась от Церкви Константинопольской во времена царя Стефана Душана. Патриарх Каллист отлучил Сербского Патриарха и предал анафеме сербов. В 1375 году состоялся Собор Сербской Церкви, на котором при участии святого царя Лазаря и Патриарха Саввы IV (1354–1375) было решено просить Константинопольского Патриарха о снятии анафемы. В Царьград отправили послов во главе с афонским старцем Исайей. Посольство оказалось успешным. Патриарх Филофей не только снял проклятие со всех живых и умерших сербов, но и соответствующим законодательным актом подтвердил автокефалию Сербской Церкви.

Святой Лазарь основал в Сербии множество храмов и монастырей. Самый большой монастырь – Рованица основан святым Лазарем в 1381 году и посвящен Вознесению Господню. Благоверный князь Лазарь щедро одаривал монастыри не только в Сербии, но и в Иерусалиме, Египте, на Синае. Большую помощь оказывал святой царь и монастырям на Афоне: Хилендару, а также Русскому Пантелеимонову монастырю, которому передал храм Спаса и даровал несколько сел. У благочестивого правителя Сербии находили приют монахи, бежавшие из других земель Балканского полуострова и Святой Горы Афон, завоеванных турками. Он приютил и монахов Синайского монастыря, среди которых был ученик святого Григория Синаита, тоже Григорий. Для так называемых «синаитов» был построен монастырь Горняк, сохранившийся до наших дней.

Святой Лазарь известен милосердием и благотворительностью. Им было открыто множество школ, больниц, сиротских приютов.

В 1387 году произошло первое столкновение между войсками султана Мурата I и святого царя Лазаря: двадцать тысяч турок были разбиты у Плочника. В следующем году турки безуспешно пытались покорить Боснию. Разгневанный султан собрал против сербов большое войско. Святой Лазарь обратился ко всем сербским и некоторым западным князьям с призывом объединиться и дать сражение туркам на Косовом поле. Не все князья откликнулись на призыв своего господаря. Сербское войско было в пять раз меньше турецкого. 15 июня 1389 года произошло знаменитое Косовское сражение. Перед битвой святой Лазарь и всё его войско причастились Святых Христовых Тайн. Святой Лазарь был вдохновителем, примером отваги и мужества для сербов. По свидетельству летописца, он получил 16 ран и сменил трех коней. Но, несмотря на героические усилия сербов, численное преимущество турок принесло им победу. Попущением Божиим сербы были разбиты, а святой Лазарь взят в плен.

По преданию, накануне битвы святому Лазарю явился Ангел Господень и спросил, какого царства он желает, Небесного или земного. Святой избрал Небесное. Свою смерть он встретил как истинный христианин, со смирением и твердостью, так что поразил даже султана Баязета, который разрешил сербским монахам совершить погребение обезглавленного тела своего князя-объединителя.

Через два года сыновья святого Лазаря Стефан и Вук открыли гробницу отца и нашли его тело нетленным, источавшим благоуханное миро. Святые мощи были перенесены в монастырь Рованица и почивали в Вознесенском храме обители до 1690 года, когда перед войной с турками были перенесены в Венгрию, затем в 1697 году – в один из монастырей на Фрушской горе в Среме, названный позднее Новой Рованицей. 14 апреля 1942 года святые мощи были перенесены в соборный храм Белграда, где они находятся и ныне.

Древнейшее житие благоверного князя Лазаря, царя Сербского, было составлено около 1392 года. К началу XV века относится целый цикл житий и сказаний о святом князе Лазаре: «Проложное житие князя Лазаря», «Слово о князе Лазаре», «Похвала князю Лазарю», «Похвальное слово князю Лазарю» и др. Тогда же была составлена служба святому Лазарю. На Руси благоверный князь Лазарь почитается, очевидно, с середины XVI века. В 1550 году его образ и служба ему были подарены Иоанну Грозному Хилендарским игуменом Паисием.


Наверх