Житие святого апостола Павла (I в.). 12 июля
Родом из Тарса, из колена Вениаминова. Сперва носил имя Савл, обучался у Гамалиила, был фарисеем и гонителем христианства. Чудесно обращен в христианскую веру Самим Господом, явившимся ему на пути в Дамаск. Крещен апостолом Ананией, назван Павлом и поставлен на служение великих Апостолов. С пламенной ревностью проповедовал Евангелие всюду, от пределов Аравии до Испании, среди иудеев и язычников. Был наречен Апостолом язычников. Насколько ужасны были его страдания, настолько изумительным было его сверхчеловеческое терпение. Во все годы своей проповеди изо дня в день висел он на волоске между жизнью и смертью. После того как все дни и ночи наполнил он трудами и страданиями за Христа, учредил церкви во многих местах и достиг в такой мере совершенства, что мог сказать: « Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), – он был усечен в Риме, в правление императора Нерона, в один день с апостолом Петром.
Простец и ученый, но духом единые,
Горят любовью Божией, как Ангелы дивные:
Простой рыбак был Петр – а Павел книжник был, –
Господь обоих Духа благодатью осенил.
Две пламенные, яркие свечи, неугасимые,
Две светлые звезды, высокие, красивые;
Евангельское слово всем странам возвестили,
Народы и языки чудесно уловили.
Служа спасенью людям, даров от них не брали,
Хоть нищи были сами – других обогащали.
Терпели брань и узы, но землю покорили
И ко Кресту Христову язычников склонили.
Завоевали мір они оружьем неизвестным:
Смирением и кротостью, постом, молитвой честной;
Повсюду милосердие их к нищим простиралось,
А жизнь – к концу страдальческому быстро приближалась.
Настал день исповеданья – Нерон издал указ:
Вести на смерть Апостолов, казнить двоих за раз.
Но истину простую кровожадный царь забыл:
Хотя он жизни временной Апостолов лишил,
Коснуться жизни вечной власть злодея не могла:
Вошли они в мір Божий, где ни смерти нет, ни зла.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 5: Охридский Пролог: апрель, май, июнь. - 2008. - 446 с.