Житие святого Андрея юродивого (936 г.). 15 октября

Святой Андрей юродивый был славянин по происхождению. Как раб был куплен в Царьграде неким богачом Феогностом. Произошло это в правление царя Льва Мудрого, сына Василия Македонянина. Андрей был юношей, прекрасным телом и душой. Феогност полюбил его и отдал в книжное научение. Андрей усердно молился Богу и любил ходить на богослужения в церковь. Вняв некоему небесному явлению, он решился взять на себя подвиг юродства Христа ради. Однажды, пойдя по воду, изорвал он на себе одежду, изрезал ее ножом и притворился помешанным. Опечаленный этим его хозяин, Феогност, сковал его цепями и отвел в церковь святой Анастасии Узорешительницы, чтобы там над ним прочитали молитвы. Но так как Андрей не выздоровел на глазах своего господина, то Феогност отпустил его на волю как умалишенного. Святой Андрей днем притворялся безумным, а все ночи проводил в молитве к Богу. Жил он, не имея ни крова, ни пристанища. Ночевал в поле, ходил полунагим, в изодранной одежде, вкушал немного хлеба, когда ему давали добрые люди. Из того, что́ получал, уделял он нищим – при этом ругая их, чтобы они его не благодарили. Ибо всё воздаяние святой Андрей чаял только от Бога. Посему и вселилась в него великая Божия благодать, так что мог он прозревать в человеческие тайны, видеть Ангелов и демонов, отгонять бесов от людей, исправлять людей от греха. Предивно созерцал он рай и высшие Небесные Силы, зрел Владыку Христа на престоле славы, видел вместе со своим учеником Епифанием Пресвятую Богородицу во Влахернской церкви, Своим омофором осеняющую христианский род (см. Покров Пресвятой Богородицы); слушал на небесах неизреченные слова, которые не смел повторить людям. Подъяв неслыханно тяжкие подвиги, упокоился в 936 году и преставился в вечную славу Господа своего.

Андрей юродивый пред Богом предстоял,

Творцу горячую молитву воссылал:

«О Господи Всевышний и Триипостасный,

Спаси людей заблудших и несчастных;

Ты от греховной пробуди их дремоты,

Дабы Твоей они вкусили чистоты.

В Тебе – сокровища премудрости небесной,

Осияваемые светом непрелестным,

Очисти пастырей и просвети царей,

Чтобы к народу были мягче и добрей.

Пусть все скорбящие обрящут утешение,

Пусть мір получит свыше освящение.

Меня, юродивого, грешника в сем веке,

От милости не отлучи, явленной в человеке.

С народом сим я подвизаюсь и страдаю,

С ним слезно каюсь и стяжать спасенье чаю!»

Сосуд премудрости святый отец Андрей!

Сердца́ ты наши ледяные отогрей!

Безумьем мнимым славя Бога на земле,

Ты души обличал, лежащие во мгле.

Презренным средь людей порочных ты считался,

Но светочем в глазах Спасителя являлся.

И псы гонялись за тобой, и нечестивцы растерзать были готовы,

Ведь в міре ветхом воссиял ты светом новым;

Воздвиг алтарь ты посреди людских страстей,

Молитвой окадил весь мір, истлевший до костей.

Хоть не был он тебя, премудрого, достоин,

Но ты хранил его, святой Андрей, небесный воин!

Видение святого Андрея юродивого. Некий монах в Царьграде слыл знаменитым подвижником и духовником, множество народа ходило к нему, чтобы сподобиться его молитв. Однако имел он в себе тайный порок сребролюбия. Деньги собирал, но никому не давал. Встретил его святой Андрей на улице и увидел, как вокруг его шеи обвилась ужасная змея. Сжалился над ним святой Андрей, подошел к нему и стал его обличать: «Для чего ты, брат, погубил свою душу? К чему связал себя с демоном сребролюбия? Зачем разрешил ему почивать на себе? Для чего копишь ты золото, как будто пойдет оно с тобой в могилу, а не в руки других? Зачем душишь себя скупостью? Когда другие терпят голод и жажду и умирают от стужи, ты веселишься, глядя на груду золотых монет! Разве в этом путь покаяния? Разве подобает это чину монашескому?.. Видишь ли сего?» И в ту же минуту отверзлись у монаха глаза и увидел он черного демона и весьма ужаснулся. А демон спрыгнул с него и побежал прочь, гонимый силой святого Андрея. Засим приступил к монаху пресветлый Божий Ангел, так как сердце бывшего скупца переменилось к добру. И тотчас пошел сей монах и раздал всё свое скопленное золото нищим и убогим. После этого угодил он Богу во всем и прославился гораздо больше, чем прежде.

Видение святого Андрея юродивого. Святой Андрей, проходя по цареградским улицам, однажды увидел длинную и блистательную процессию. Умер какой-то богач, и похороны его был великолепными. Но вглядевшись пристальнее, святой Андрей приметил вокруг катафалка множество темных фигурок [в серб. букв.: множество черных. – Ред.], весело скачущих вокруг усопшего: одни из них смеялись, точно блудницы; другие лаяли, как собаки; третьи хрюкали, как свиньи; а четвертые поливали тело мертвеца какой-то смрадной жидкостью. И все они насмехались над певчими, говоря им: «Отпеваете вы пса!» Пораженный Андрей стал размышлять, каковы должны быть дела того человека. Осмотревшись вокруг, увидел прекрасного юношу, стоявшего у стены и плачущего. «Во имя Бога небеси и земли, скажи мне, в чем причина твоего плача?» – спросил Андрей. Тогда юноша ответил ему, что он был Ангелом-хранителем сего умершего человека, но тот своими грехами тяжко оскорбил Бога, отринул все советы и наставления своего Ангела и полностью предал себя черным демонам. И сказал Ангел, что человек тот был великим и нераскаявшимся грешником: лжецом, ненавистником людей, скупцом, блудником и не раз давал ложную клятву. Триста человеческих душ осквернил он блудом. Тщетно получал грешник почести от царя и был уважаем людьми. Напрасна и вся эта огромная погребальная кавалькада. Смерть застигла его вне покаяния, и жатва его наступила внезапно

Видение святого Андрея юродивого. Не только апостол Павел был вознесен в рай и слышал неизреченные слова (2Кор. 12:4). Спустя восемь с половиной веков по кончине святого апостола Павла то же самое произошло и со святым Андреем. Как-то раз зимней ночью лежал он на навозной куче среди собак, чтобы согреть свое промерзшее тело. Вдруг явился ему Ангел Божий и вознес его в рай (в теле или вне тела – этого и сам Андрей не мог объяснить) и две недели держал его в небесном свете, возводя до третьего неба. «Видел я себя облеченным в пресветлую одежду, словно сотканную из молний; на голове моей сиял венец из цветов, и был я опоясан царским поясом и весьма радовался сей красоте, дивясь умом и сердцем несказанному благолепию рая Божия; и ходил я по нему и веселился». Затем святой Андрей описывает, как лицезрел он Владыку Христа: «И когда некая пламенная рука отодвинула завесу, видел я Господа моего, как некогда пророк Исаия, сидящего на престоле высоком и превознесенном, а вокруг стояли Серафимы. Облечен Он был в ризу красную червленую, лик Его пресветел, а очи Его взирали на меня с великой любовью. Узрев Его, пал я ниц пред Ним, кланяясь светозарному и страшному престолу славы Его. Какая радость объяла меня при созерцании Его лица, невозможно выразить словами; и доселе, вспоминая оное видение, исполняюсь я отрадой неизреченной... И слышал я премилосердного Творца моего, когда Своими пресладкими и пречистыми устами произнес Он три слова, настолько усладившие мое сердце и воспламенившие любовь к Нему, что я точно воск таял от духовной теплоты...» Когда святой Андрей захотел потом увидеть и Пресвятую Богородицу, ему было сказано, что сейчас Она не на небе, а снизошла в мір земной, чтобы помогать страждущим и утешать скорбящих.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.



Наверх