Житие святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373 г.). 31 января
Родился в Александрии в 296 году и с самого детства имел наклонность к духовному званию. Служил диаконом у архиепископа Александра и сопровождал последнего в Никею, на Первый Вселенский Собор. На этом Соборе святой Афанасий прославился своей образованностью, благочестием и ревностью о Православии. Он очень много посодействовал обузданию Ариевой ереси и утверждению православной веры. Участвовал в написании Символа веры, принятого на Соборе. По смерти архиепископа Александра святитель Афанасий был избран на александрийскую кафедру. В этом сане прослужил более 40 лет, хотя не всё это время пребывал на александрийском престоле. Почти всю свою жизнь он подвергался гонениям со стороны еретиков. Из императоров больше всего его преследовали Констанций, Юлиан и Валент, из епископов – Евсевий Никомидийский и многие другие, из еретиков – Арий и его приверженцы. Святитель Афанасий был вынужден скрываться от гонителей даже в колодце и в могиле, а также по частным домам и пустыням. Дважды приходилось ему бежать в Рим. И только перед смертью прожил он некоторое время спокойно, как добрый пастырь среди своего доброго стада, которое истинно его любило. Мало было святых, которые бы были так бессовестно оклеветаны и так преступно гонимы, как святой Афанасий. Но его великая душа всё терпеливо перенесла ради любви Христовой и, в конечном итоге, вышла победительницей из этой ожесточенной и длительной борьбы. За советом, утешением и нравственной поддержкой он часто уходил к преподобному Антонию, которого считал своим духовным отцом. Человек, сформулировавший величайшую истину, должен был много и пострадать за эту истину, пока Господь не упокоил его в Своем Царстве как Своего раба верного в 373 году.
Устами Афанасия премудрость просияла,
И сразу Божья истина ясна всем людям стала,
Познали люди: эта мудрость не вредна,
Но всякому сладка, кто пьет ее до дна.
Любому дорога она, кто за нее страдает,
Кто в жизни сей надежду в Боге полагает,
Кто ходит по міру, как средь могилы тесной,
Все люди для него – как призрак бессловесный.
А континенты – словно пять лачуг убогих,
А океаны – мелки, не замочишь ноги.
Всё мерит он Христом, мерилом вечным,
И возрастает в эту меру бесконечно,
От меры сей вовеки он не отречется:
Иная тайна просто не найдется.
Иная тайна будет слишком близорука,
До Альфы и Омеги не дойдет наука.
Что, как луна, плывет по глади водной,
Считая, что глубины знает превосходно.
Христос выходит за пределы бытия,
Начала и конца, где сходятся края,
Христос есть Тайна вящая везде,
От Рождества и до распятья на Кресте,
С распятья крестного и вплоть до Воскресенья,
Он Мера главная для каждого творенья.
Он скорби укрощает в этом міре гордом –
Где Божии святые выстояли твердо.
Рассуждение:
На вопрос, почему Бог Сын явился міру в теле человеческом, а не в облике какой-то иной твари, умный святитель Афанасий отвечает так: «Если спрашивают, почему не явился Он в образе некоего лучшего создания, как-то: солнца, или луны, или звезд, или огня, или эфира, но именно как Человек, – то пусть знают, что Господь пришел не Себя показать, а уврачевать и научить страдальцев. Ведь только прийти и удивить очевидцев – значило бы явиться напоказ. Исцелителю и Учителю подобало не только прийти и послужить во благо страждущим, но и явиться так, чтобы это (явление) было для них выносимо... В глазах Бога ни одна тварь, кроме человека, не пребывала в заблуждении. Ни солнце, ни луна, ни небо, ни звезды, ни вода, ни эфир не изменили своему чину, но, напротив, зная своего Царя и Творца, т. е. Слово, все они пребывают такими, какими и созданы. И только люди, удалившись от добра, заменили истину ложью и честь, принадлежащую Богу, а также и знание о Нем, перенесли на бесов и людей, изваянных из камня... Итак, что невероятного в том, что Слово (Сын Божий) явилось как Человек, чтобы спасти человечество? Собственно, и мы спрашиваем неверующих нашего времени: в каком облике хотели бы вы, чтобы явился Бог, если не в человеческом?
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.