Проповеди на праздники:

Житие святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийских (343 г. или 345 г.). 19 декабря (преставление)

Житие святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийских (343 г. или 345 г.). 19 декабря (преставление)

Сей достославный святитель, и поныне прославляемый по всему міру, был единственным сыном у своих знатных и богатых родителей, Феофана и Нонны, жителей городка Патары в Ликии. Как единственного сына, дарованного им Богом, они и посвятили его Богу, вверив его Господу как некий ответный дар. Духовной жизни святой Николай научился от своего дяди, тоже Николая, епископа Патарского, основателя монастыря Новый Сион, где святой Николай принял постриг. По кончине родителей Николай раздал унаследованное имущество нищим, себе не оставив ничего. Когда стал он священником в Патарах, то повсюду разнеслась весть о его милосердии, хотя тщательно и скрывал он дела своего благотворения, исполняя слово Господне: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рут твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:3). Когда же предал он себя уединению и безмолвию, намереваясь прожить так до конца своих дней, то пришел к нему голос свыше: «Николай, иди на подвиг в народ, если желаешь быть Мною увенчанным». Немедленно после этого он – досточудным Промыслом Божиим – был избран архиепископом ликийского города Миры. Милостивый, мудрый, бесстрашный, святитель Николай явился подлинным добрым пастырем своего стада. Во время гонения на христиан, воздвигнутого Диоклетианом и Максимианом, он был брошен в темницу, но и там поучал людей закону Божию. Присутствовал на Первом Вселенском Соборе в Никее, где, движимый пламенной ревностью по истине, нанес удар рукой еретику Арию. За такой поступок он был удален с Собора и отстранен от архиерейского служения, пока нескольким первым архипастырям на Соборе не явились Сам Господь Иисус Христос и Пресвятая Богородица и не выказали Своего благоволения к святому Николаю. Защитник Божией истины, сей дивный святитель всегда был и мужественным поборником правды среди людей. Дважды спасал он осужденных (каждый раз их было трое) от незаслуженной смертной казни. Милосердный, честный, правдолюбивый, посреди людей ходил он, как Ангел Божий. Еще во время жизни люди почитали его как святого, призывая на помощь в бедах и скорбях; и он являлся – во сне и наяву – призывающим его, легко и быстро преодолевая любые расстояния, защищая их и укрепляя. Его лицо сияло светом, как лицо Моисея, так что одним своим явлением приносил он людям утешение, мир и благодушие. В старости он немного поболел и упокоился в Господе, оставив за собой многие труды и обильные плоды праведности, чтобы вечно веселиться в Небесном Царстве. Впрочем, и по кончине, творя чудеса, помогает он верующим на земле, прославляя Бога своего. Преставился святитель Николай 6 декабря 343 года (по другим данным – около 345 года. – Пер.).

Святителя Николая имя достославное

На всех концах земли славят православные;

Как исполина веры прославляет стар и млад

Того, кто предан Богу был и милостью богат.

За то ли сердце доброе Господь его прославил,

Заступником могучим міра целого поставил;

Ведь на земле еще он храмом был живого Бога

И дивной благодати Божией стяжал премного.

Кто с верой призовет его – вмиг помощь обретает,

Доселе сей угодник нашу землю удивляет

Своими чудесами и моления возносит

За тех, кто заступления его святого просит.

Святителю Николае, храни своих людей,

С молитвой предстоящих пред Творцом в юдоли сей.

Рассуждение:

На иконах святителя Николая обычно изображаются: по одну сторону Спаситель с Евангелием в руках, а по другую – Пресвятая Дева Богородица, держащая в руках архиерейский омофор. Это имеет сугубый исторический смысл, а именно: означает как призвание святого Николая к архипастырскому служению, так и оправдание его от наказания из-за столкновения с Арием. Святитель Мефодий, патриарх Цареградский, пишет: «Однажды ночью лицезрел святой Николай нашего Спасителя во славе, стоящего рядом с ним и протягивающего ему Евангелие, украшенное золотом и жемчугом, а по другую от себя сторону видел он Пресвятую Богородицу, возлагавшую ему на плечи архиерейский омофор. Вскоре после этого видения преставился Иоанн, архиепископ Мирликийский, и святой Николай был рукоположен в архипастыря этого города».

Это первый случай. Второй случай имел место на Первом Вселенском Соборе в Никее. Будучи не в состоянии здравыми суждениями остановить безумие Ария, хулящего Сына Божия и Его Пречистую Матерь, святитель Николай нанес ему удар по лицу. Святые Отцы на Соборе, негодуя при виде такого поступка, отлучили архиепископа Николая от Собора и сняли с него все знаки архиерейского достоинства. В ту же ночь несколько святых Отцов сподобилось одинакового видения; в частности, созерцали они, что вокруг святителя Николая по одну руку стоит Господь Спаситель с Евангелием, а по другую – Пресвятая Богородица с омофором, протягивая святителю отнятые у него знаки архипастырства. Наблюдая сие, Отцы ужаснулись, немедленно вернули святому Николаю всё, что у него забрали, – и стали почитать его как великого угодника Божия, а его поступок в отношении Ария начали истолковывать не как плод беспричинного гнева, а как проявление горячей ревности по Божией истине.

Рассуждение:

Кто всецело предал себя Богу, того Бог руководствует ко спасению и к пользе многих других людей. Святой Николай, преданный воле Божией, убежал от суетной человеческой славы, оставил свой город Патару и прибыл в Миры Ликийские, где у него вообще не было никаких знакомых. Без каких-либо средств к существованию (ибо, хотя и был он богат, однако все оставил в доме своем), не видя ни одного знакомого лица и не строя никаких планов, ходил он, как иноземец, по городу, уповая на то, что Господь управит его стопы. В это время скончался Иоанн, архиепископ того города, но собор, созванный для избрания нового архипастыря, никак не мог прийти к согласию относительно какого-либо из претендентов на кафедру. В конце концов участники собора решили наложить на себя пост и молиться Богу, чтобы Господь указал на кого-либо, кто наиболее достоин этого сана. Бог услышал молитву Своих служителей и открыл им достойнейшего. Когда председательствующий на соборе епископ стоял на молитве, явился ему некий светозарный муж и повелел рано утром подойти к дверям храма и встретить того, кто первый придет на утреннее богослужение. «Того и поставьте архиепископом, имя ему Николай» возвестил чудесный посланец. Узрев сие видение и выслушав повеление, епископ сообщил об этом всем своим сопастырям, а на рассвете следующего дня подошел к церкви и стал ждать. В это время у дверей храма появился святой Николай, имевший обыкновение рано вставать на молитву. Увидев его, епископ спросил: «Как твое имя, чадо?» Николай молчал. Епископ повторил свой вопрос – и услышал такой ответ: «Николай меня зовут, владыка, раб твоей святости». Тогда епископ взял его за руку, привел на собор и сказал: «Примите, братья, своего пастыря, которого помазал вам Дух Святый и которого избрало не собрание человеческое, а Промысл Божий».

Рассуждение:

Существуют три вида похвальной ревности: ревность к очищению себя от греховных вожделений и помыслов, ревность по истине веры и ревность по правде Божией среди людей. Все эти три рода ревности наполняли душу святителя Николая Чудотворца до совершенства. Ревность к очищению себя являл он всю свою жизнь, неустанно бодрствуя над своим сердцем. Ревность по истине веры показал он особенно на Первом Вселенском Соборе в Никее, когда произошло у него ожесточенное столкновение с Арием. Ревность по правде Божией среди людей проявил он нарочито в двух широко известных случаях, когда спас невинных узников от смертной казни (оба раза – по три человека). Однажды, в отсутствие его в городе Миры, сребролюбивый воевода Евстафий приговорил трех обвиняемых к усекновению мечом, получив за это взятку от кого-то из их врагов. Извещенный об этом, святитель Николай со всей поспешностью прибыл в Миры. Осужденных уже вывели на место казни. Палач уже занес меч над неповинными людьми. В тот же миг святитель Николай схватился за меч, вырвал его из рук палача и освободил узников. Затем укорил он воеводу Евстафия так, что тот устыдился и пришел к покаянию. Точно так же перед цареградским епархом Евлавием были оклеветаны царские военачальники Непотиан, Урс и Ерпилион. Царь подписал им смертный приговор. Накануне дня казни все три военачальника помолились Богу со словами: «Боже Николая, избави нас, невиновных, от смерти!» В ту же ночь святитель Николай явился во сне царю и епарху, обличил их в этой несправедливости и повелел немедленно освободить трех военачальников из заточения. На следующий день царь и епарх поведали друг другу одно и то же ночное видение и тотчас отменили смертный приговор и вывели воевод из темницы на свободу.


Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.




Проповеди на праздники:

Наверх