Житие святителя Никиты, епископа Новгородского (1108г.) 27 мая

Святитель Никита, епископ Новгородский, родом киевлянин, – один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена благословить его жить в затворе. Провидя, что Никита желает уединения по тщеславию, преподобный Никон не благословил его. Но ни вразумление игумена, ни опыт преподобного Исаакия, в молодости самовольно затворившегося в келлии и по неопытности впавшего в духовную прелесть, не остановили жаждущего подвигов, но самоуверенного инока: он ушел в затвор.

Не прошло и года, как Никита подвергся искушению. Однажды во время молитвы он услышал голос, молившийся вместе с ним, и ощутил некое благоухание. Затем ему явился диавол в образе светлого ангела, которого Никита принял за посланника Божия. Мнимый ангел повелел затворнику не молиться, а читать книги Ветхого Завета и поучать народ, и при этом обещал молиться вместо Никиты.

В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучении Ветхого Завета, что знал его наизусть. По внушению искусителя он стал пророчествовать. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве Новгородского князя Глеба Святославича. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так как пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись, то вскоре слава о нем распространилась повсеместно. Многие стали приходить к нему для беседы. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита и не помышлял.

Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что инок находится в опасном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата. Преподобные отцы пришли к Никите и по их молитвам к Богу инок был избавлен от греховной прелести. После этого старцы хотели побеседовать с Никитой о Священном Писании, но оказалось, что самовольный затворник не только ни слова не помнит из Ветхого Завета, но даже читать не умеет, так что отцам пришлось заново учить его грамоте.

Раскаяние Никиты было искренним и глубоким, он полностью покорил себя воле старцев, стал вести строгую, воздержную жизнь. Много лет Никита оплакивал свой грех и нес подвиг смиренного послушания. Совершенствуясь в добродетелях, он достиг высокой духовной мудрости, стал одним из наиболее строгих подвижников Киево-Печерского монастыря. В Печерском Патерике говорится, что он «исповеда грех свой и плакася о том горько, дав себе в великое воздержание и послушание, восприем чистое и смиренное житие, яко превзыти ему всех добродетели»».

В 1096 году преподобный Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом (вторая половина XI в.) в епископский сан и назначен на кафедру Великого Новгорода. В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» святитель Никита значится шестым Новгородским епископом.

Со времени епископской хиротонии труды святого Никиты умножились, а подвиги, которые он совершал в обители, возросли. «Он же паству приим и различными добротами себе наипаче украси, имея бо в себе молчания корень, воздержания ветвь, пощения цвет, смирения плод, любовию украшен, милостынею совершен, чистотою, и целомудрием, и правдою от обоюду, аки стенами, огражден и всеми благими нравы по многу изобилен». Предметом особых забот святителя Никиты была миссионерская деятельность по утверждению христианства, распространению и поддержанию благочестия в епархии. В течение двенадцатилетнего архиерейского служения он был для своей паствы примером добродетельной жизни. В Похвальном слове святителю Никите говорится, что он тайно подавал милостыни бедным, исполняя слово Божие: «...Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне...» (Мф. 6:3–4).

Святитель Никита был усердным молитвенником и ходатаем за свою паству. Летописи сохранили свидетельства о двух случаях чудесного спасения Новгорода от бедствий: в 1097 году святитель Никита своей молитвой угасил пожар, истреблявший город, а в другой раз, во время губительной засухи, низвел дождь. Очевидно, поэтому он почитается верующими как защитник от пожаров и покровитель земледелия. Известно также, что святитель Никита чтился и как защитник Отечества, покровитель воинов. Летописец, рассказывая о походе Новгородского князя Мстислава и о его победах, замечает, что Мстислав вернулся «в град свой молитвами преподобного Никиты, епископа Новгородского».

Новгородским епископам принадлежала инициатива в различных общественных начинаниях: они строили и украшали храмы с помощью лучших мастеров, которых приглашали из Византии и Западной Европы. Наиболее значительные литературные произведения Новгорода создавались главным образом при Владычнем дворе. Благодаря трудам святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов, не сохранившихся до наших дней, сведения о которых имеются в летописях и древних житиях: Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1574 году), Благовещенский храм на Городище (перестроен в 1342 году), деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре.

Антониев монастырь – второй в Новгороде – был основан по благословению святителя Никиты преподобным Антонием Римлянином (13 августа 1147; память 17 января, 3 августа, также в первую пятницу после дня памяти апостолов Петра и Павла) в начале ХII века. Благодаря содействию святителя Никиты преподобный Антоний получил для монастыря территорию на берегу реки Волхов, где остановился камень, на котором Антоний чудесно приплыл из Рима. Незадолго до кончины святитель Никита вместе с преподобным Антонием разметил место для нового каменного монастырского храма, который благословил освятить так же, как и прежний (деревянный), в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Никита собственноручно начал копать ров под его основание.

Но построен храм был уже при его преемнике – епископе Иоанне (1108–1130). Весной 1108 года, уже после кончины святителя Никиты, была начата роспись стен новгородского собора во Имя Святой Софии Премудрости Божией по завещанию святителя Никиты.

Доныне цел каменный корпус новгородского архиерейского дома, и в памятниках, и в народном предании известный под именем Никитинского. Это самое древнее из дошедших до нашего времени строений архиерейского корпуса было перестроено до средних сводов.

При многочисленных трудах и заботах по благоустройству Новгородской епархии святитель Никита никогда не оставлял сугубого подвига монахов-отшельников: под святительскими одеждами он носил тяжелые железные вериги. Погребен святитель в новгородском Софийском соборе, в приделе во имя святых Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы.

В 1547 году, при архиепископе Новгородском Феодосии (1542–1551), некий благочестивый христианин в пасхальную ночь за богослужением получил в откровении повеление украсить покровом гробницу святителя Никиты, что и было исполнено. В том же году на Церковном Соборе состоялось общероссийское прославление святителя. Через несколько лет архиепископ Новгородский Пимен (1553–1570) совершил открытие гробницы по благословению Митрополита Московского Макария († 1563). Обретение нетленных мощей святителя Никиты состоялось 30 апреля 1558 года. Примечательно, что по благодатной помощи святителя получают исцеление преимущественно больные глазами и слепые.

Мощи святителя были переложены в 1629 году из обветшавшей гробницы в новую деревянную, обложенную басменным серебром. Так как Иоакимовский придел был небольших размеров, то по благословению архиепископа Новгородского Пимена с восточной стороны придела была сделана полукруглая пристройка, соединенная аркой с Рождественским приделом. Под этим сводом и были положены в гробницу мощи святителя. Новгородцы принесли в дар своему Небесному покровителю лампаду с вызолоченной надписью: «Свеча Великого Новгорода, всех православных крестьян поставлена новому Новгородскому чудотворцу Никите в лето 7066, апреля в 30, при архиепископе Пимини». Эта «свеча» святителя Никиты вместе с древней гробницей, облачением, посохом и веригами позднее хранились в ризнице Новгородского Софийского собора.

В настоящее время гробница святителя Никиты находится в храме во имя святого апостола Филиппа, где пребывает в северном приделе во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Ежегодно 13 мая (30 апреля ст. ст.), в день Обретения мощей святителя Никиты, к его гробнице прибывает множество паломников, чтобы почтить память великого молитвенника и светильника Церкви Русской, вознести ему свои горячие молитвы и получить его благословение. По воскресным дням в Филипповском храме совершается акафист святителю Никите.


Наверх