Житие Святителя Кирилла, Александрийского, архиепископа (444г.) 31 января
Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский-величайший богослов, родился в Александрии во 2 половине IV века в знатной и благочестивой христианской семье. Он получил блестящее воспитание и образование: в совершенстве изучил светские греческие науки, в том числе философию, но более всего преуспел в познании истин христианской веры и в разумении Священного Писания. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах. Через 6 лет он был посвящен Александрийским Патриархом Феофилом (385–412) в сан диакона, а затем возведен в архидиакона. Патриарх Феофил, видя необычайные способности и зная целомудренный образ жизни молодого клирика, поручил ему произносить проповеди.
В 412 году, после смерти Патриарха Феофила, святой Кирилл был избран первосвятителем Александрийской Церкви. Став Патриархом, он возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью новацианов, которые утверждали, подобно фарисеям, свою непричастность к греху и не принимали покаяние тех, кто во время гонения принес жертвы идолам, но немилосердно осуждали таковых на вечное отлучение от Церкви. Святитель Кирилл, оберегая свою паству от этого противного духу евангельской любви учения, изгнал еретиков из Александрии.
Но более опасными были те иудеи, которые, покровительствуемые правителем Александрии Орестом, постоянно устраивали мятежи и заговоры против христиан, часто посягали на их жизнь. После устроенного иудеями массового избиения христиан, святитель Кирилл с оставшимися в живых сподвижниками изгнал из города врагов веры Христовой. Через некоторое время он добился у императора Феодосия Младшего (408–450) отстранения от власти Ореста и наказания виновных.
Просвещенный и ревностный пастырь Александрийской Церкви неустанно проповедовал Слово Божие, изъяснял своей пастве Священное Писание. Тогда же им были написаны некоторые догматические сочинения, например, толкование на Евангелие Иоанна, несколько книг о Святой Троице, сочинения о поклонении Богу в духе и истине, «Глафира, или сокровенные мысли пятокнижия».
В 429 году в монастырях египетской пустыни распространилась ересь Нестория (Константинопольский Патриарх с 429 по 431 год). Несторий утверждал, что Пресвятую Деву не следует называть Богородицей, так как она родила не Бога, а Человека, Который через наитие Святого Духа стал Христом, т. е. помазанником Божиим, и Слово Божие пребывало с Ним в особом нравственном или относительном соединении. Он называл Богородицу сначала «Человекородицею», но так как это вызвало всеобщее негодование, то в виде компромисса Несторий предложил новое название «Христородица». Православным христианам было ясно, что речь шла не о терминологии, а об основах христианской догматики, а именно о догмате Боговоплощения.
Когда молва о новой ереси достигла египетских пустынь, монахи стали приходить к святому Патриарху Кириллу, требуя от него защиты Православия. Святитель Кирилл обнародовал послание «К отшельникам», в котором, не называя имени Нестория, осуждал его мнение. Затем он отправил несколько увещевательных посланий к самому Несторию, содержавших обширный трактат о догмате Боговоплощения. В то же время он написал письма к императору Феодосию, поддерживавшему ересь, и к его сестрам. Для просвещения народа святитель написал «Пять книг против Нестория». В Александрии был созван Поместный Собор, обличавший несторианство. Однако Несторий не внял вразумлению святого Кирилла и в свою очередь написал ряд посланий, защищавших свое учение и обвинявших в ереси́ святого Кирилла. Споры и раздоры между ними приобрели настолько острый характер, что император Феодосии, по просьбе обеих сторон, объявил о созыве Вселенского Собора.
В 431 году в г. Ефесе собрался III Вселенский Собор, на который прибыли около 200 епископов от всех христианских Церквей. Сторонник Нестория Патриарх Антиохийский Иоанн и сирские епископы опоздали на Собор. По этой причине Несторий не соглашался на открытие Собора и, когда он все-таки начал свою работу, не явился на заседание. Ефесский Собор, на котором председательствовал святитель Кирилл, осудил учение Нестория как ересь. Несторий не подчинился Собору и не раскаялся, а прибывший Антиохийский Патриарх Иоанн открыл самостоятельный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Враги Православия оклеветали святителя Кирилла, и он, по повелению императора, был заключен под стражу вместе с Ефесским епископом Мемноном. Но вскоре козни еретиков были разоблачены, и святитель получил свободу. Несторий же был лишен сана и сослан в ссылку, где скончался в тяжких муках.
32 года управлял святитель Кирилл Александрийской Церковью. В течение этого времени он очистил Церковь от всех бывших тогда ересей, написал много апологетических, догматических, изъяснительных и нравоучительных сочинений. Личное благочестие подвижника соединялось в нем с мудростью наставника и ревностного защитника Православия.
Большинство полемических сочинений святителя Кирилла написаны против ереси Нестория (самое обширное из них – «Пять книг против Нестория»). В спорах с Несторием святитель Кирилл объяснял не только принятие человеческого естества Божеством в личное единение во Христе Иисусе, но и искупительное значение Иисуса Христа – через выявление порчи человечества в Адаме и утверждение благодатной силы Евхаристии. Святитель обличал и других еретиков. Так, против нечестия Ария и Евномия направлено сочинение «Сокровище», раскрывающее догмат о Пресвятой Троице. На эту же тему им были написаны еще два небольших догматических сочинения, излагавших учение о Святой Троице и о Боговоплощении. Особое значение в учении святителя Кирилла Александрийского о Святой Троице имеет положение об исхождении Святого Духа. Святитель Кирилл доказывает словами Писания, что Дух Святой есть Истинный Бог и Лицо, отдельное от Отца. Он пишет, что Святой Дух «имеет бытие от Отца и одного с Ним естества, – но не по рождению, а как знает Един, ведающий Сына, и Един, знающий Отца,и Он Сам Единый, ведающий Отца и Сына...» Те же мысли относительно исхождения Святого Духа святитель Кирилл излагал и в частных письмах, например, к Иоанну, Патриарху Антиохийскому: «Никак мы не терпим того, чтобы попрана была кем-либо та Вера, или тот Символ веры, который издан святыми отцами Никейскими. Не сами они говорили, но Дух Бога и Отца, Который хотя исходит из Него, но не чужд Сыну по отношению к сущности».
Святитель Кирилл скончался мирно в 444 году. При его кончине предстояла Сама Пречистая Матерь Божия, Которой он верно служил в течение земной жизни.
18 января Церковью установлено совместное празднование двум выдающимся святителям Александрийской Церкви – святителю Афанасию (†373) и святителю Кириллу за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской Церкви против еретиков.
Каждому из этих отцов Церкви установлено и отдельное празднование: святителю Афанасию – 2 мая, святителю Кириллу – 9 июня.