Житие святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (1360 г.). 27 ноября

Житие святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (1360 г.). 27 ноября

Отец сего Григория был важным чиновником при дворе царя Андроника II Палеолога. Талантливый Григорий, окончив курс светских наук, не захотел идти на придворную службу, но удалился на Святую Гору и принял монашество. Подвизался в Ватопедском монастыре и в Великой Лавре. Вел борьбу с еретиком Варлаамом и, в конце концов, победил его. В 1347 году был рукоположен в архиепископа Фессалонитского. Прославлен и как подвижник, и как богослов, и как иерарх, и как чудотворец. Не раз являлись ему Пресвятая Богородица, святой Иоанн Богослов, святой великомученик Димитрий Солунский, преподобный Антоний Великий, святитель Иоанн Златоуст, Ангелы Божии. Управлял он Солунской Церковью на протяжении 13 лет, из которых год провел в плену у сарацин в Азии. Мирно упокоился в 1360 году и переселился в Царство Христово. Его мощи почивают в Солуни, где находится и прекрасная церковь, посвященная его имени.

Рассуждение:

Святитель Григорий Палама многому научился из небесных откровений. Когда три года провел он в безмолвии в одной из келий Святой Лавры, надлежало ему выйти к людям и приносить им душевную пользу собранными знаниями и опытом. Бог повелел ему сие в чрезвычайном видении. Как-то раз в полусне увидел Григорий самого себя держащим в руках сосуд, доверху наполненный молоком, причем молока в нем было так много, что оно переливалось через край. Мало-помалу молоко превратилось в вино, которое тоже перетекало через края сосуда, орошая его руки и одежды. Тогда явился ему светозарный юноша и сказал: «Почему бы не дать тебе и другим сего чудного напитка, который ты просто так растрачиваешь, безо всякого внимания? Неужели не знаешь, что это дар Божией благодати?» Но это Григорий ответил: «Но если в настоящее время нет никого, кто чувствовал бы потребность в таком напитке, – кому я его дам?» Тогда юноша заметил, что – есть ли жаждущие сего нектара или нет таковых – Григорий обязан исполнить свой долг и не пренебрегать даром Божиим. Молоко впоследствии он истолковал как обычное поучение народной массе о нравственной жизни и поведении, а вино – как назидание догматического характера. В другой раз Григорий заключился в одном монастыре и писал там свои «Начала Православия». Накануне дня памяти преподобного Антония Великого монахи позвали его на бдение, однако он не стал прерывать своего занятия в келье. Вся братия ушла в храм. Вдруг явился святителю Григорию преподобный Антоний Великий и рек: «Прекрасно и совершенно безмолвие, но иногда необходимо и общение с братией». Удостоверенный сим откровением, Григорий тотчас направился в церковь – к радости всех монахов.

Рассуждение:

Действует ли заповедь Господня о непрестанной молитве (Лк. 18:1) лишь для монахов, или она касается всех христиан вообще? Если бы она относилась лишь к монахам, апостол Павел не писал бы солунским христианам: Непрестанно молитесь (в серб, букв.: молитесь не переставая (1Фес. 5:17). – Пер.). Следовательно, Апостол повторяет слово в слово заповедь Господню и налагает ее на всех христиан без различия, монах ли кто или мірянин. Святитель Григорий Палама в бытность молодым иеромонахом некоторое время подвизался в одном из монастырей в Верии. Пребывал там и некий известный подвижник, старец Иов, которого все уважали. Как-то раз святой Григорий в присутствии старца Иова, приводя вышеуказанные слова Апостола, стал утверждать, что непрестанная молитва – это обязанность каждого христианина, а не только монаха. Старец же Иов в ответ сказал, что непрестанная молитва – обязанность только монаха, а не каждого христианина. Григорий, как младший по возрасту, уступил, не захотев спорить, и молча удалился. Когда же Иов вернулся в свою келью и встал на молитву, то явился ему Ангел Божий в великой небесной славе и известил его: «Не сомневайся, старче, в истинности слов Григория; он правильно сказал, и ты так же мудрствуй и другим передавай сие». Таким образом, и Апостол, и Ангел подтвердили, что заповедь о непрестанной молитве действует для всех христиан. Если и не могут они постоянно пребывать в храме, то обязаны непрестанно молиться на всяком месте и во всякое время, и причем внутри себя, в своем сердце. Ведь если Бог ни на миг не устает, подавая нам блага, то как можем утомиться мы, благодаря Его за эти благодеяния? Если Он непрестанно думает о нас, то почему бы тогда и нам не думать о Нем без устали!

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.



Проповеди на праздники:

Наверх