Проповеди на праздники:


Житие святителя Григория Богослова, архиепископа Цареградского (390 г.). 7 февраля

Родился в Назианзе от отца-эллина и матери-христианки. До принятия крещения учился в Афинах вместе с Василием Великим и Юлианом Отступником. Часто прорицал Юлиану, что тот отречется от веры и станет гонителем Церкви, что и сбылось. На Григория особенно сильно влияла его мать, благочестивая Нонна. Закончив обучение наукам, Григорий крестился. Святой Василий Великий рукоположил его в епископа Сасимского, а император Феодосий Великий вскоре призвал его на пустующую кафедру архиепископа Цареградского. Святой Григорий написал много сочинений, из которые наиболее известны его труды по богословию, за что и наречен он Богословом. Особо значительны по глубине его Слова о Святой Троице. Кроме этого, писал он против еретика Македония, превратно учившего о Святом Духе (якобы, что Дух есть Божие творение), и против Аполлинария, ложно учившего, что у Христа будто бы не было человеческого ума, но место ума заступало Его Божество. Писал он и против императора Юлиана Отступника, своего бывшего школьного друга. Когда на Соборе 381 года вспыхнула распря вокруг его избрания на цареградскую кафедру, он сам ее оставил, возгласив: «Не могут лишить нас Бога те, кто лишает нас кафедры». После этого он покинул Царьград, уехал в Назианз и в уединении, молитве и написании душеполезных книг прожил там до самой смерти. Хотя в течение всей жизни здоровье у него было слабое, однако перешагнул он через 80-летний рубеж. Его святые мощи впоследствии были перенесены в Рим, а его святая глава находится в Успенском соборе в Москве. Был он и остался дивным светочем Православной Церкви как по кротости и чистоте нрава, так и по непревзойденной глубине ума. Упокоился в Господе в 390 году.

Рассуждение:

Обольщают сами себя те, кто самонадеянно утверждают, что хорошо знают людей, так что никто обмануть их не сможет. Кто может знать, какой дух обитает в каком человеке, кроме единого Бога, ведущего тайны сердца? Ведь даже великие святые ошибались в людях. Так, например, святой Василий Великий долгое время считал своим доверенным лицом некоего двуличного еретика и защищал его от многих обвинителей, пока сам не удостоверился в его лживости и горько в нем не разочаровался. Святой Григорий Богослов крестил некоего философа по имени Максим и настолько его полюбил, что держал его в своем доме и за своей трапезой. А Максим тот был зол и лукав, как змея, так что спустя некоторое время, прибегая к сплетням и подкупу, добился того, что некоторые цареградцы признали его патриархом вместо святого Григория. Когда это искушение, после великих смут, было преодолено, некоторые упрекали святого Григория, как смел он держать подле себя своего величайшего врага! «Не виноваты мы, – ответил святитель, – если не провидим чью-то злобу. Только Бог ведает внутренние тайны человека. А нам законом заповедано с отеческой любовью отверзать свое сердце всякому к нам приходящему». Незлобивый человек не способен легко осознать злобу человека лукавого (в серб. букв:, злобного. – Ред.).

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.



Проповеди на праздники:

Наверх