Житие Святителя Андрея, Архиепископа Критского (740г.) 17 июля
Святитель Андрей, архиепископ Критский родился около 660 года в Дамаске от благочестивых родителей Георгия и Григории. От рождения до семи лет он был немым. Немота его разрешилась чудесным образом после причащения Святых Христовых Таин. Уже в отрочестве святой Андрей, чуждавшийся игр сверстников, выказывал склонность к книжным занятиям. Начальное образование он получил в Дамаске. Здесь он познакомился с логикой, риторикой, древней философией. На четырнадцатом году жизни, чувствуя призвание к иночеству, он удалился в обитель преподобного Саввы Освященного в Иерусалиме. Здесь он был причтен к клиру и назначен секретарем при Патриархе. Одновременно с иноческим послушанием будущий святитель усердно трудился на поприще церковно-богословского образования. Соединение евангельских добродетелей с ученостью и блистательным даром церковного слова – вот таланты, полученные от Бога, которые приумножал всей своей жизнью святой Андрей.
685-й год стал переломным для святого: подошла к концу его уединенная жизнь – святой был промыслительно определен к общественному церковному служению. Вместе с двумя другими монахами святой Андрей был послан местоблюстителем Феодором в Константинополь для подтверждения согласия Иерусалимского патриаршего престола с решениями VI Вселенского собора (680–681 гг.). Монахи вскоре возвратились в Иерусалим, а святой Андрей остался в Константинополе. За ним навсегда осталось прозвище «Иерусалимит», т. е. «иерусалимлянин», что почти всегда отмечается в надписании его творений.
Патриарх Константинопольский рукоположил святого Андрея в диакона Великой Церкви – Святой Софии, Премудрости Божией, в которой он прослужил около двадцати лет. Кроме диаконского служения, святой Андрей был назначен орфанотрофом (главой сиропитательного дома) при Великой Церкви и главой герокомиона (дома милосердия для престарелых) в квартале «Евгения» Константинополя. Его многолетние труды не остались незамеченными, и при патриархе Константинопольском Кире (706–712) святой Андрей был рукоположен в архиепископа острова Крит.
Архипастырское служение святителя Андрея было многогранным. Во-первых, это было словесное служение. Святитель Андрей был великим гимнографом. С его именем связывают создание формы богослужебного канона, он заложил основы великопостного богослужения (до нас дошли лишь немногие из 70 канонов святого Андрея Критского на дни Четыредесятницы). Писал он и каноны больших праздников, отдельным святым, а также стихиры. Духовным средоточием его гимнографического творчества является Великий покаянный канон; весьма значительны и другие его творения. Святителем Андреем написаны каноны воскрешению Лазаря, женам-мироносицам, Преполовению Пятидесятницы, трипеснцы на повечерии Недели ваий и первых четырех дней Страстной седмицы, каноны на Рождество Богородицы, на Зачатие святой Анны, на Рождество Иоанна Предтечи и на Усекновение его честной главы, каноны мученикам, а также немало стихир праздникам и святым. Наряду с гимнографическими творениями для православного воспитания паствы святителя Андрея имели большое значение его Слова (которых известно около двадцати) на праздники и на дни памяти отдельных святых. Святитель Андрей был усердным молитвенником, стяжавшим от Господа дар чудотворений. Он исцелял людей, изгонял бесов, во время засухи низводил дождь; известен случай отступления от Крита сарацин по его молитвам.
Когда в Византии началось иконоборчество, святой Андрей выступил в защиту почитания икон (сохранилась часть его трактата на эту тему). Есть сведения, что он и в Константинополе выступал против иконоборцев.
Возвращаясь после одной из поездок в столицу, святой Андрей заболел, и, не доехав до Крита, умер в портовом городке Ерессо на острове Митилина. Это было 4 июля 740 года. Его святые мощи покоятся в одном из храмов г. Ерессо.
Богодухновенное творчество святителя Андрея исходит из его глубочайшего молитвенного опыта. Сами его творения, как гимны, так и Слова, свидетельствуют о его святости: мысли, чувства, образы, заключенные в них, могли родиться лишь в душе, достигшей самой высокой степени чистоты. За каждым его творением – каноном, Словом, стихирой стоит опыт духовного сопереживания того или иного Евангельского события или события из Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Вершина творчества святого Андрея – Великий канон, который иногда называют «покаянной автобиографией» святителя. Песнописец приносит в этом каноне покаяние Богу не только от себя, но и от каждой человеческой души. О событии Рождества Пресвятой Богородицы святой Андрей говорит так: «Если можно измерить землю горстию и обвесть море вервием, если можно измерить небо пядию (Ис.40:12) и исчислить множество звезд (Пс.146:4), если можно постигнуть капли дождя (Иов.36:37), пылинки земли, вес ветров (Иов.28:25) и количество песка, то можно понять и настоящий предмет наш». В Слове на Воздвижение духовное созерцание тайны Креста изображается словесными образами: «Крест – лествица на небо, стезя к добродетели, залог жизни, смерть для смерти, отражение тления, угашение огня, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию...». В стихире службы Рождеству Иоанна Предтечи святой Андрей, стремясь выразить само существо личности великого Предтечи, произносит: «Пророков предел и начало Апостолов, земнаго Ангела и небеснаго человека, глас Слова, воина и Предтечу Христова, от обещания предвзыгравшася и проповедавша прежде Рождества Солнца Правды, днесь Елисавет раждает и радуется...».
Полученный от Бога и приумноженный молитвенным подвигом дар духовного созерцания делает святого Андрея подлинным тайнозрителем священных событий, его творения обладают воистину Божественной полнотой и красотой.