Проповеди на праздники:

Житие Святителя Афанасия III Пателария, Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (1654г.) 15 мая

Житие Святителя Афанасия III Пателария, Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (1654г.) 15 мая

Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец родился в 1597 году в небольшом городе Ревимне (или Ретимне) на острове Крите. Он происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшем в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Кроме богатства и знатности происхождения Пателарии отличались незаурядными умственными дарованиями, о чем сохранились свидетельства народных песен. Отец святителя Афанасия Григорий Пателарии был выдающимся ученым, философом и публицистом. Мирское имя святителя Афанасия неизвестно. До 26 лет он жил на Крите. Образование получил в знаменитом Аркадийском монастыре, который давал своим ученикам разносторонние познания и твердое православное воспитание, что было особенно важным, так как Критом владели в то время венецианцы-католики. Святой Афанасий изучил риторику, грамматику и пиитику, математику и астрономию, музыку и литературу, богословские науки. Он превосходно владел древнегреческим, латинским, арабским и италь янским языками. Еще в молодости святой Афанасий удивлял современников своими способностями и обширными знаниями. Светская жизнь с ее суетными удовольствиями, призрачной славой и бесплодной роскошью не соблазнили святого. Он принял монашество в подворье Синайского монастыря на Крите. Вскоре святой Афанасий стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых.

В 1626 году святой Афанасий был назначен учителем в Валахию. Ему было поручено перевести с еврейского на новогреческий язык Псалтирь. Псалтирь в его переводе впоследствии хранилась в обители во имя святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмосе, а списки с нее – в разных монастырях Святой Горы Афон.

Труды святого Афанасия в славянских землях привлекли к нему благосклонное внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I Лукариса (был Патриархом с перерывами с 1621 по 1638 год). Он вызвал святого в Константинополь и назначил проповедником при своей кафедре. В 1631 году святой Афанасий был хиротонисан во епископа и назначен на одну из главных митрополий Константинопольского Патриархата – Фессалоникскую (Солунскую). В марте 1634 года, после изгнания турецкими властями Патриарха Кирилла I, святитель Афанасий был возведен на патриарший престол с именем Афанасий III Пателарий. После возвращения Патриарха Кирилла I из ссылки святитель Афанасий уступил ему управление Церковью и удалился на Афон. Там он устроил себе небольшую келлию (ныне на том месте русский Свято-Андреевский скит). Более года онпрожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Святитель Афанасий затем жил один год в Италии, где Папа предложил ему принять католичество, обещая возвести в кардинальское достоинство, но святитель Афанасий остался верен Святому Православию. Он вернулся в Константинополь и с 1638 года вновь управлял Солу некой кафедрой.

В то время Солунская митрополия, как и вся Константинопольская Церковь, терпела притеснения со стороны турок и была крайне разорена. В храмах не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель Афанасий дважды обращался к русскому царю за милостыней: в первый раз он просил помощи на уплату долгов, оставшихся от его предшественника; во второй раз – на выкуп заложенной в долг ризницы его митрополии и церковных сосудов». Позднее святитель Афанасий неоднократно обращался за помощью к русскому государю, а затем и сам совершал поездки в Россию.

Впервые святитель Афанасий отправился в Россию в 1643 году. Его путь лежал через Молдавию, где он неожиданно заболел и прожил до 1651 года. Оттуда он вел переписку с царем Михаилом Феодоровичем (1613–1645) и получал от него помощь. В начале 1651 года святитель Афанасий вернулся в Константинополь и 25 мая был вновь поставлен Патриархом, однако пробыл на кафедре только 40 дней: 5 июля того же года перед Собором архиереев, клириков и мирян он добровольно отрекся от патриаршего престола. В особой грамоте он объяснял свой поступок так: «...Не будучи в силах служить [патриаршего престола города Константинополя] защитою, приять на себя и нести обычные царственные обязанности, разные дела и труды патриаршего служения, удалились мы из Патриархии по собственному желанию и доброй воле и творим отречение от патриаршего сего престола...».

В начале 1653 года святитель Афанасий вернулся в Молдавию, но в связи с возникшими в Молдавии смутами пробыл там недолго. В апреле 1653 года он был уже в Москве. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) и Святейший Патриарх Никон (1652–1666) приняли его с честью. Во время пребывания в Москве святитель Афанасий совершал Богослужения в монастырях и храмах столицы. В июне он совершил паломничество в Троице-Сергиеву Лавру.

Святитель Афанасий неоднократно встречался с Патриархом Никоном, который произвел на него очень благоприятное впечатление. Святитель с большим сочувствием отнесся к предложенному Патриархом Никоном делу исправления богослужебных книг по образцу греческих. По просьбе Патриарха Никона, желавшего видеть отличие в чине архиерейского совершения Божественной литургии на Востоке и на Руси, он написал особое сочинение «Чин архиерейского служения литургии на Востоке».

В декабре 1653 года святитель Афанасий отправился в обратный путь – в молдавский монастырь во имя святителя и чудотворца Николая близ г. Галаца. Этот монастырь еще ранее был дан ему в управление Молдаво-Валахским господарем Василием Лукулой (1634–1654). Русские царь и Патриарх щедро одарили святителя милостыней на его монастырь и другие нужды, а также преподнесли ему ценные подарки: ткани для облачения, церковные сосуды, кубки, меха и т. д. По дороге святитель Афанасий заболел. В феврале 1654 года он прибыл в Преображенский Мгарский монастырь в г. Лубны и остановился там, вероятно, в ожидании весны и выздоровления. Однако болезнь обострилась, и 5 апреля, в среду на Фоминой неделе, святитель Афанасий скончался. Он был погребен игуменом Петронием по восточному обычаю: телосвятого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме. В 1662 году Газский митрополит Паисий Лигарид, проезжая через Лубны, просил показать ему гробницу святителя. «А как де гробницу раскрыли, и из гробницы наполнилось благовония, и обрели Святейшего Патриарха тело цело, только лишь де у правой руки, как держал посох, пальцев двух или трех не было». Одежда почти вся и кресло сгнили, палица же и посох были целы. Обретение честных мощей произошло 1 февраля 1662 года. Тело святителя было облачено в новые ризы и открыто для всеобщего поклонения. От святых мощей святителя Афанасия многие болящие получили исцеления. Необычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием Сидящим. В шестидесятых годах XIX века было составлено житие святителя Афанасия с описанием чудес, совершившихся при его мощах. В 1901 году, при епископе Полтавском Иоанне, в Синодальной типографии была отпечатана «Служба, иже во святых отцу нашему Афанасию, Патриарху Константинопольскому, Лубенскому чудотворцу».


Проповеди на праздники:

Наверх