Житие священномученика Вавилы (250 г.). 17 сентября
Сей «великий и дивный человек, если его можно вообще назвать человеком», как выражается о нем святой Златоуст, был архиереем в Антохии во времена скверного царя Нумериана. Сей Нумериан заключил мир с неким варварским правителем, который оказался намного благороднее и миролюбивее его. В знак своего искреннего желания блюсти прочный мир варварский правитель отдал своего малолетнего сына, чтобы пребывал он при дворе Нумериана и там воспитывался. Нумериан же в один из дней собственной рукой зарезал сие незлобивое дитя и принес его в жертву идолам. Еще не остыв от учиненного преступления и пролитой невинной крови, сей злодей, носящий царскую корону, вошел в христианский храм, дабы увидеть, что там делается. Святой Вавила совершал с народом молитву. Услышав, что грядет император со своей свитой и хочет войти в храм, Вавила прервал богослужение, вышел навстречу царю на двор церковный и объявил ему, что он, как идолопоклонник, не смеет переступить порог храма, где прославляется единый истинный Бог. Рассуждая в проповеди о Вавиле, святой Златоуст сказал: «Кого бы другого в міре убоялся тот, кто с такой властью относился к царю?.. Тем самым научил он государей не простирать свою власть далее, нежели отмерено им Богом; показал он и священным лицам, как должны они пользоваться своей властью». Посрамленный император возвратился, но решил отомстить. На следующий день вызвал он к себе Вавилу и стал упрекать его, и понуждать к принесению жертвы идолам, что святитель, естественно, без колебания отверг. Тогда царь заковал его в кандалы и бросил в темницу. Точно так же истязал он и трех отроков: двенадцатилетнего Урвана, девятилетнего Прилидиана и семилетнего Епполония. Святой Вавила был духовным отцом и учителем сих отроков, и они не отлучались от него, так как любили его. Были они сыновьями некой уважаемой христианки Христодулы, которая и сама пострадала за Христа. Царь сперва приказал нанести детям столько ударов, сколько было им лет, затем бросил их в темницу, после чего зарубил всех троих отроков мечом. Вавила же в оковах присутствовал при казни детей и ободрял их, а потом и сам подклонил свою честную голову под меч. Христиане, согласно его предсмертному завещанию, погребли его в кандалах, в одной могиле с тремя оными дивными отроками. Их святые души воспарили в небесные селения, а их чудотворные мощи остались на земле к пользе верующих как неумолкаемое свидетельство их стойкости и мужества в вере. Все они пострадали около 250 года.
У дверей святого храма смело пастырь встал,
Кровожадному царю внутрь войти не дал:
«Бога не боишься ты, истуканов чтишь,
Идольским служением храм нам осквернишь!
Нет тебе удела здесь с нами, христианами!» –
Разъярился лютый царь – угрожает ранами;
На Вавилу тяжкие узы наложил,
Тот ему в лицо смеется: «Думаешь, меня пленил?
Бог готов в одно мгновенье эти путы разорвать,
Но душа моя сама хочет за Него страдать!»
Царь ехидно отвечает: «Узы прямо по тебе –
Не завидует никто в этот час твоей судьбе!» –
«Царь, оковы для меня – золота дороже, –
Говорит ему Вавила сдержанней и строже. –
Что мне царство, что корона? Все это – как тень!
За Христа ношу я узы, и блажен тот день,
Когда, обретя свободу, в вечность отойду
И за нынешние муки счастие найду».
Рассуждение:
Сила святых по смерти бывает гораздо более значительной, нежели при жизни. «Для этого Бог и оставил нам мощи святых», – говорит святой Златоуст в своем непревзойденном слове о святом Вавиле. Святой Вавила был погребен в Антиохии. Тогда царь Галлий, брат Юлиана Отступника, правил вместе с Констанцием, сыном Константина Великого. Движимый благочестием, Галлий перенес мощи святого Вавилы в предместье Антиохии, именуемое Дафна, построил там маленькую церковь и положил в ней останки сего священномученика. В Дафне был знаменитый храм Аполлона, воздвигнутый на том месте, где, согласно языческим басням, некая девица превратилась в дерево дафну, чтобы избавиться от домогательств «бога» Аполлона, преследовавшего ее из-за необузданной к ней плотской страсти. Там стоял идол Аполлона, который якобы предсказывал судьбу каждого. Но с той поры как мощи святого Вавилы были погребены вблизи храма, демон-оракул, говорящий из идола, замолк и перестал прорицать. Когда впоследствии царь Юлиан Отступник отправлялся на гибельную войну с персами, то ненадолго зашел в этот храм и вопросил идола об исходе сражения, к которому он готовился. Однако идол боязливо возразил, что не может дать ясного ответа «из-за мертвых», похороненных недалеко от него. Это, разумеется, относилось только к святому Вавиле, присутствие мощей которого заставило демона умолкнуть. По приказу Юлиана мощи святого Вавилы были перенесены назад в Антиохию. Однако, как только совершилось это перенесение, ниспал огонь с неба, сжег храм Аполлона и навсегда его разрушил. Юлиан же отправился в поход на персов и ужасно окончил свою богомерзкую жизнь.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.