Житие Священномученика Петра I Александрийского, архиепископа (311г.) 8 декабря

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился в Александрии в семье протопресвитера Феодосия и Софии. У благочестивых супругов долго не было детей. Господь послал им сына по горячей молитве Софии к Первоверховным Апостолам в день их памяти. Младенцу дали имя в честь апостола Петра. Именно поэтому священномученик Петр называется в службе «соименным Верховному и сопричастником его дел».

Вся жизнь святителя Петра была отдана Церкви. Еще в отрочестве он знал на память всё Священное Писание, изучением которого продолжал постоянно заниматься. За свою подвижническую жизнь святой Петр был прославлен от Господа даром чудотворений еще при жизни. Историк Церкви Евсевий Памфил (†340) позднее свидетельствовал, что святитель «был красою епископов, как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании».

Перед кончиной Александрийскому архиепископу Феону явился Господь и указал, что его преемником на кафедре апостола Марка будет святой Петр. Избрание на кафедру александрийских святителей святого Петра произошло в 300 году. Вскоре он вынужден был, для блага Церкви, покинуть свой родной город из-за гонения императора Диоклитиана.

Святитель Петр утешал свою паству посланиями, и духом всегда пребывал с ней. По возвращении на кафедру святой написал покаянные правила, предоставляя возможность отпадшим во время гонения возвратиться в Церковь. Одновременно он умиротворил свою Церковь от раскола, возникшего в ней по вине Мелития, епископа Ликопольского. В то трудное время начал сеять плевелы лжеучения пресвитер Арий. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил от Церкви.

Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась.

В 311 году по приказанию Максимина святитель Петр был схвачен и заключен в темницу. Отлученный им Арий, видя близкую кончину святого, предпринял в это время лицемерную попытку вернуться в лоно Церкви. Пресвитерам, пришедшим просить о помиловании Ария, святитель Петр открыл тайну, что не сам отлучил его, но по воле Спасителя, Который явился ему в образе двенадцатилетнего отрока, в разорванной сорочке, с лицом сияющим, как солнце. На вопрос Святителя «Кто Тебе, Спасе, ризу раздрал?» Спаситель сказал: «Арий безумный раздрал Мне ее, ибо разделил людей Моих, которых Я стяжал кровию Моею, не принимай его в общение церковное, ибо лукавое и враждебное замыслил он на Меня и на людей Моих. Тебя хотят просить, чтобы ты простил ему, но ты не слушай их, не принимай в стадо волка».

К месту заключения архипастыря собралось множество благочестивых христиан. Однако, не желая подвергать народ какой-либо опасности и во избежание столкновения с присланным войском, святитель Петр сам пришел на помощь воинам. По его совету, ночью воины проломили заднюю стену тюрьмы и, выведя святителя за город, отсекли ему голову на месте кончины апостола Марка, основателя Александрийской Церкви.

Голос с неба, который слышала в этот момент одна святая дева, возвестил: «Петр – начало апостолов, Петр – конец александрийских мучеников».

Кровь праведника, скончавшегося мученическою смертью (†311), принесла свои плоды. Его мучители впоследствии стали христианами и также пострадали за Христа.

Перед погребением епископа-мученика его тело облачили в епископские одежды и посадили на горнее место Сам Святитель при жизни никогда этого себе не позволял по глубокому смирению. Всё это время в народе находились пришедшие из пустыни подвижники и среди них Антоний Великий, что свидетельствует о связях александрийского предстоятеля с зарождавшимся в то время монашеством.

От богословского наследия Петра Александрийского сохранились лишь фрагменты его произведений. Покаянные правила святителя на VI Вселенском Соборе получили общецерковное каноническое достоинство. Эти правила стали известны на Руси со времени появления у нас Кормчей книги. В другом его произведении, сохранившемся лишь частично, говорится о времени страданий Христа Спасителя. На III и IV Вселенских Соборах отцы заслушивали его творение о Божестве Сына Божия.

Почитание александрийского святителя-мученика началось сразу после его кончины.

Житие святого Петра дошло до нас на греческом, коптском, латинском, сирийском, армянском, арабском и славянском языках.



Наверх