Житие священномученика Петра Дамаскина (VIII в. или XII в.).22 февраля
Одни считают, что этот святой жил в VIII веке, а другие – что в XII. Такое различие во мнениях проистекает, разумеется, оттого, что были два Петра Дамаскина. Тот, о котором здесь идет речь, был великим подвижником. Нестяжательный до предела, он не имел ни одной своей книги, но брал их на время и читал. А читал он неустанно, собирая мудрость, как пчела мед. Некоторое время был он епископом в Дамаске, но за всенародное обличение магометанства и манихейской ереси арабы отрезали ему язык и отправили в заточение вглубь Аравии. Однако Бог дал ему силу речи, так что и в заточении проповедовал он Евангелие и многих обратил в веру Христову. Написал он и оставил в наследие потомству драгоценную книгу о духовной жизни. Скончался как исповедник и мученик и переселился в Царство Христово.
Восемь видов знания Дамаскин собрал,
Для тех людей духовных, кто Божий путь избрал.
Первое – терпение скорбей и искушений;
А второе – ведение суммы согрешений
Собственных и милости Божьей без конца;
Третье есть познание муки и испуга
Перед смертью, в смерти и по отходе духа,
Как душа предстанет перед судом Творца;
Знание четвертое – жизнь Христа Спасителя,
Путь Его и всех Его ревностных святителей,
Дел Его и подвигов, мудрых изречений,
Что звучат, как колокол, сквозь веков теченье;
Пятое есть знание тайных сил природы,
Всякого явления, свойства и породы;
Знание шестое – ведение формы
Всех вещей на свете, в норме и вне нормы.
А седьмое – знание міра бестелесного:
Ангелов благих, и духов злобы поднебесной;
Знание восьмое – ведение Бога,
Крепкого, Бессмертного, Единого, Святого,
Богословьем знание это именуют,
Мало кто к нему возвыситься ревнует:
Здесь предельно чистым быти подобает,
Ибо сердце скверное небес не достигает.
Дамаскин усвоил семь начальных знаний,
А затем – восьмое, плод всех воздыханий;
Знание сие – от Бога одного,
Ни умом, ни ревностью не стяжать его.
Рассуждение:
Святой Петр Дамаскин пишет об общих и частных Божиих дарах, свидетельствуя: «Общие дары суть четыре стихии и всё, что от них бывает, а также и все дивные и страшные дела Божии, изложенные в Божественном Писании. А частные дары суть те, которыми Бог наделил каждого человека в отдельности: будь то богатство для милости или бедность для терпения с благодарением; будь то власть для правосудия и утверждения добродетели или подчинение и рабство для скорейшего спасения души; будь то здоровье для помощи страждущим или болезнь ради венца терпения; будь то разум и искусство в приобретении ради добродетели или немощь и неумелость для покорного смирения... Всё это, хотя и кажется противоположным одно другому, однако – по предназначению – все весьма хорошо». В заключение поучает он, что обязаны мы благодарить Бога за все дарования и с терпением и упованием переносить все недуги и злоключения. Ибо всё подаваемое или попускаемое нам Богом приносит пользу нашему спасению.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.