Житие священномученика Петра Дамаскина (VIII в. или XII в.).22 февраля

Житие священномученика Петра Дамаскина (VIII в. или XII в.).22 февраля

Одни считают, что этот святой жил в VIII веке, а другие – что в XII. Такое различие во мнениях проистекает, разумеется, оттого, что были два Петра Дамаскина. Тот, о котором здесь идет речь, был великим подвижником. Нестяжательный до предела, он не имел ни одной своей книги, но брал их на время и читал. А читал он неустанно, собирая мудрость, как пчела мед. Некоторое время был он епископом в Дамаске, но за всенародное обличение магометанства и манихейской ереси арабы отрезали ему язык и отправили в заточение вглубь Аравии. Однако Бог дал ему силу речи, так что и в заточении проповедовал он Евангелие и многих обратил в веру Христову. Написал он и оставил в наследие потомству драгоценную книгу о духовной жизни. Скончался как исповедник и мученик и переселился в Царство Христово.

Восемь видов знания Дамаскин собрал,

Для тех людей духовных, кто Божий путь избрал.

Первое – терпение скорбей и искушений;

А второе – ведение суммы согрешений

Собственных и милости Божьей без конца;

Третье есть познание муки и испуга

Перед смертью, в смерти и по отходе духа,

Как душа предстанет перед судом Творца;

Знание четвертое – жизнь Христа Спасителя,

Путь Его и всех Его ревностных святителей,

Дел Его и подвигов, мудрых изречений,

Что звучат, как колокол, сквозь веков теченье;

Пятое есть знание тайных сил природы,

Всякого явления, свойства и породы;

Знание шестое – ведение формы

Всех вещей на свете, в норме и вне нормы.

А седьмое – знание міра бестелесного:

Ангелов благих, и духов злобы поднебесной;

Знание восьмое – ведение Бога,

Крепкого, Бессмертного, Единого, Святого,

Богословьем знание это именуют,

Мало кто к нему возвыситься ревнует:

Здесь предельно чистым быти подобает,

Ибо сердце скверное небес не достигает.

Дамаскин усвоил семь начальных знаний,

А затем – восьмое, плод всех воздыханий;

Знание сие – от Бога одного,

Ни умом, ни ревностью не стяжать его.

Рассуждение:

Святой Петр Дамаскин пишет об общих и частных Божиих дарах, свидетельствуя: «Общие дары суть четыре стихии и всё, что от них бывает, а также и все дивные и страшные дела Божии, изложенные в Божественном Писании. А частные дары суть те, которыми Бог наделил каждого человека в отдельности: будь то богатство для милости или бедность для терпения с благодарением; будь то власть для правосудия и утверждения добродетели или подчинение и рабство для скорейшего спасения души; будь то здоровье для помощи страждущим или болезнь ради венца терпения; будь то разум и искусство в приобретении ради добродетели или немощь и неумелость для покорного смирения... Всё это, хотя и кажется противоположным одно другому, однако – по предназначению – все весьма хорошо». В заключение поучает он, что обязаны мы благодарить Бога за все дарования и с терпением и упованием переносить все недуги и злоключения. Ибо всё подаваемое или попускаемое нам Богом приносит пользу нашему спасению.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.



Наверх