Житие священномученика Климента, епископа Римского (101 г.). 8 декабря

Священномученик Климент, епископ Римский родился в Риме, происходил из рода царского и был современником святых Апостолов. Когда его мать и два брата плыли по морю, буря разметала их в разные стороны; его отец отправился на поиски супруги и сыновей, но и сам пропал без вести. Тогда Климент, которому исполнилось 24 года, пошел на Восток искать своих родителей и братьев. В Александрии познакомился он с апостолом Варнавой, а затем присоединился к апостолу Петру, за которым уже следовали два его брата, Фаустин и Фаустиниан. Направляемый Божиим Промыслом, встретил апостол Петр сначала мать Климента, нищую старицу, а потом и отца. Так снова собралась вся семья, и все, будучи уже христианами, возвратились в Рим. Климент не отлучался от сего первоверховного Апостола, который незадолго до своей смерти рукоположил его во епископа. После мученической кончины святого Петра римским епископом был Лин, затем Анаклет – оба короткое время – и наконец Климент. С пламенной ревностью управлял Климент Божией Церковью, изо дня в день обращая немалое число язычников в веру Христову. Назначил он и семерых скорописцев, чтобы записывали они жития христианских мучеников, страдавших в то время за своего Господа. Император Траян сослал его в Херсонес, где святой Климент застал две тысячи таких же, как и он, христиан-изгнанников. Все они были приставлены к тяжелым работам: обтесывали камни в некоем безводном месте. Климента приняли они с великой радостью, и стал он для них живым источником утешения. Своей молитвой извел он водный источник из земли и обратил в христианство столь большое число неверующих туземцев, что в течение одного года построил в том месте 75 храмов. Дабы не распространял он и дальше веру Христову, святитель Климент был приговорен к смерти и утоплен в море с камнем на шее. Произошло это в 101 году. Его чудотворные мощи были извлечены из пучины лишь в эпоху святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Благородный Климент, царской ветви прозябение,

В Господа уверовал, чтоб обрести спасение.

Возгнушался Рима гордой суетой,

На соблазны міра найдя ответ простой;

Прилепляясь духом ко Христу Единому,

Славил воскресение Божиего Сына.

От родства отрекся с царственной лозою,

В помраченном граде воссияв звездою.

Всечестным крестом он тьму густую поразил,

Церковь же Христову – украси́л и утвердил.

Распалились яростию демонские силы,

Зная свою гибель и конечную могилу,

На Христова воина скопом ополчились:

Тело – утопили, но к душе – не подступились.

Воспарила в рай душа, тело же пребыло

В глубине морской; однако тленья не вкусило.

Извлекли его мужи святые, православные, –

И явил епископ Климент силу вседержавную:

Чудесами дивными Бога он прославил

Множество неверующих к истине наставил.

О святитель Климент, в лик небесный вознесенный,

Заступи пред Богом нас молитвой вдохновенной.

Рассуждение:

Многие образованные язычники пришли к Церкви Христовой и крестились только потому, что Христова Церковь проповедует вечную жизнь как доказанный факт, а не как некую догадку человеческого разума. Святитель Климент Римский изучил всю греческую философию, но его душа осталась пустой и ненасыщенной. 24-летним юношей всей душой возжелал он узнать, есть ли еще какая-либо жизнь помимо сей и лучше сей. Философия представляла ему лишь мнения разных людей, не давая, однако, никакого реального доказательства. Скорбел он о своих потерянных родителях и братьях, постоянно терзаясь вопросом, увидится ли он с ними в какой-либо другой жизни. Всевидящий Бог так управил его шаги, что юный Климент встретился с некоторым человеком, который рассказал ему о христианах и об их вере в жизнь загробную. Это побудило его тотчас отправиться из Рима в Иудею, чтобы там, в самой колыбели христианской веры, собрать достоверные сведения о жизни после смерти. Услышав проповедь апостола Петра, всецело основанную на Христе, воскресшем из мертвых, Климент презрел все философские гипотезы и допущения и всем сердцем усвоил веру Христову, крестился и предал всего себя на служение Божией Церкви. Так это было тогда, так это и сейчас: кто имеет твердую веру в воскресшего Христа и ясное сознание о загробной жизни и Суде, тот легко решается заплатить высокую цену за вхождение в оную жизнь, то есть соглашается на исполнение всех Божиих заповедей.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.



Наверх