Житие священномученика Игнатия Богоносца (107 г.). 2 января
Богоносцем наименован сей святой муж за то, что постоянно в сердце и на языке носил он имя Бога живого. А еще, согласно преданию, наречен он Богоносцем и за то, что был взят на руки воплощенным Богом, Иисусом Христом. В те дни, когда Господь наставлял Своих учеников в смирении, взял он некое дитя и, поставив его среди них, сказал им: Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18:4). Этим дитятей был Игнатий. Впоследствии святой Игнатий – вместе со святым Поликарпом, епископом Смирнским, – стал учеником апостола Иоанна Богослова. Епископствуя в Антиохии, управлял он Божией Церковью как пастырь добрый и первым ввел антифонное пение в храме, то есть разделил хор на два клироса, и когда один клирос оканчивал песнопение, другой начинал. Такой порядок пения святитель Игнатий созерцал в откровении среди Ангелов на небесах. Когда император Траян проходил через Антиохию, направляясь на войну с персами, узнал он о святителе Игнатии, призвал его к себе и начал ему советовать принести жертву идолам, обещая взамен звание сенатора. А так как и увещания, и угрозы императора оказались тщетными, святой Игнатий был закован в кандалы и в сопровождении десяти безжалостных воинов отправлен в Рим на растерзание зверям. Святитель радовался страданиям за Господа своего и молился Богу лишь о том, чтобы звери стали могилой его телу и, чтобы никто не воспрепятствовал ему в этой смерти. После длительного и многотрудного путешествия из Азии через Фракию, Македонию и Эпир Игнатий прибыл в Рим, где был брошен львам в цирке. Львы растерзали его и съели, оставив лишь несколько крупных костей и сердце. Пострадал сей славный Христов последователь, любящий Господа и возлюбленный Господом, в 107 году в Риме, в правление христоборческого царя Траяна. Много раз являлся он с того света и творил чудеса вплоть до сего дня, помогая всем призывающим его в помощь.
Архиерей Христов, пример овца́м словесным,
Не богоборец – веры исповедник, страж небесный,
Не из числа отступников, Спасителя убивших, –
Он был из богоносцев, Христа Бога возлюбивших.
Траян, царь нечестивый, и почести, и звания
Сулил ему, но тяжкие сей муж избрал страдания,
Сказав: «Кумирам кланяться не стану ради благ
Земных, и Богу вечному вовек не буду враг!»
На смерть без страха шествовал ты, отче богоносный,
Путь дальний предстоял тебе, суровый, судьбоносный;
Зверям свирепым брошен был ты как злодей опасный,
А ветхий Рим лишь хлеба и зрелищ жаждал страстно!
«Аз есмь пшеница Божия! – изрек ты откровенно, –
Пусть смелют меня зубы их, чтоб вышел хлеб отменный».
Где ныне царь Траян? Зато Игнатий – райский житель,
Песнь Ангелов, а нам – заботливый учитель.
Святитель достославный, в себе носящий Бога,
Хлеб жизни испроси нам у Владыки попремногу.
Тебя соборно славим мы и чествуем вовек,
Игнатий архипастырь – богоносный человек.
Рассуждение:
Точно неугасимым пламенем, святые мученики были объяты Христовой любовью. Эта любовь облегчала им страдания и самую смерть делала сладкой. Вот что о священномученике Игнатии говорит святой Златоуст: «С такой легкостью сбросил он с себя тело, как некто сбрасывает с себя свою одежду». Путешествуя в Рим на смерть, Игнатий боялся только одного: как бы христиане – либо молитвами к Богу, либо каким-либо внешним способом – не удержали его от мученичества за Христа. Посему непрестанно просил он их – и письменно, и устно – не делать этого. «Простите меня, – говорил он, – я знаю, что мне полезно. Сейчас я лишь начинаю быть Христовым учеником, не желая ничего из видимого или невидимого, только бы достигнуть Христа. Пусть придут на меня все диавольские мучения: огонь, крест, звери, рассечение, раздирание, сокрушение костей, раздробление всего тела, – только бы приобрести мне Иисуса Христа. Лучше мне умереть за Христа, нежели царствовать от края до края земли... Моя любовь пригвождена ко кресту, и нет во мне пламени любви ни к чему мірскому». Когда ввели его в цирк, он обратился к народу со словами: «Граждане римские, знайте, что не наказываюсь я за какое-либо преступление и не осужден на смерть за некое беззаконие, – но ради Бога моего, Чьей любовью я объят и Кого ненасытно желаю. Его я пшеница, и зубы зверей смелют меня, дабы быть мне Его чистым хлебом». Когда звери съели его, Божиим Промыслом осталось у него сердце среди костей. И когда неверные разрубили сердце священномученика, то внутри обнаружили написанное золотыми словами имя: «Иисус Христос».
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 7: Охридский Пролог: октябрь, ноябрь, декабрь. - 2010. - 525 с.