Житие священномученика Евсевия, епископа Самосатского (379 г.). 5 июля
Великий обличитель арианства. Когда Антиохийская патриаршая кафедра стала вакантной, по настоянию святого Евсевия на нее был избран Мелетий, великий светоч Церкви, по смерти удостоившийся изрядной похвалы от святителя Иоанна Златоуста. Но ариане в одночасье изгнали этого Мелетия из Антиохии. По кончине Констанция, злочестивого сына святого Константина, на престол взошел горший его – Юлиан Отступник. Во время преследования христиан со стороны последнего святой Евсевий, сняв с себя архиерейские облачения, надел солдатскую одежду и под видом воина обходил гонимые церкви в Сирии, Финикии и Палестине, всюду утверждая православную веру и рукополагая, если было нужно, иереев, диаконов и прочих клириков, а кое-где – и епископов. После громкой гибели Юлиана святой Евсевий убедил святителя Мелетия созвать в 361 году Собор в Антиохии. На Соборе присутствовало 27 архиереев. Они еще раз осудили арианскую ересь и провозгласили православную веру – такой, какой она была изложена на Первом Вселенском Соборе. Помимо Мелетия и Евсевия на Антиохийском Соборе особо выделялся святитель Пелагий Лаодикийский, известный девственник и подвижник. Антиохийский Собор состоялся в правление благочестивого царя Иовиана. Однако этот царь вскоре умер, и вместо него воцарился нечестивый Валент, вкупе с которым опять пришло гонение на Православие. Святитель Мелетий был изгнан в Армению, святитель Евсевий – во Фракию, а святитель Пелагий – в Аравию. После Валента на престол взошел царь Грациан, давший свободу Церкви и вернувший заточенных архиереев на их кафедры. Тогда Мелетий вернулся в Антиохию, Евсевий – в Самосаты, а Пелагий – в Лаодикию. В ту пору многие епархии и приходы были вдовствующими, и потому Евсевий ревностно стремился найти и дать народу законных пастырей. Но когда вместе с новоизбранным епископом Марином прибыл он в город Долихины, чтобы возвести сего нового архипастыря на кафедру, а арианскую ересь, которая в том городе была сильна, изобличить, некий еретик-фанатик сбросил с крыши на голову Евсевия кусок черепицы и смертельно его ранил. Сей великий ревнитель Православия, святитель и мученик, скончался, чтобы вечно обитать в райском блаженстве. Пострадал он в 379 году.
Не скудеет Церковь пастырями славными,
За Христа страдальцами отважными.
Лишь сверкнул над Церковью Голиафов меч,
Как Евсевий, мудрый пастырь Самосатский,
Дал ему отпор мечом духовным;
Вкупе с ним – Мелетий, архипастырь верный,
И Пела́гий, звезда светлая, предивная,
Православия священного ревнители,
Церкви Божией пречудные святители.
Было время то суровое и тяжкое –
И христианам враг грозил:
С этой стороны – еретики свирепые,
А с другой – цари-иге́моны безумные.
Трудно было душу сохранить от прелести,
Остоять Божественную Истину.
Ложь и лютое насилие умножились,
Цвет росистый заглушило терние.
Три блаженных иерарха – словно три цветка –
Источали правой веры аромат,
Насыщая землю медом Православия,
Потребляя скверну еретическую.
Сей Евсевий был от юности ревнителем,
А скончал живот как мученик Христов.
Ниспосли же нам свое благословение,
О первосвященник Церкви пренебесной!
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 5: Охридский Пролог: апрель, май, июнь. - 2008. - 446 с.