Житие священномученика Александра, епископа Команского (III в.). 25 августа
Жил как простой угольщик в городе Комане близ Неокесарии. Когда преставился команский епископ, святитель Григорий Неокесарийский, чудотворец (см. 17 ноября по ст. ст.), был приглашен для председательства на соборе, созванном для избрания нового епископа. На этом соборе присутствовали как клирики, так и міряне. И никак не могли сии выборщики прийти к согласию относительно того или иного лица. При оценке кандидатов все главным образом останавливались на их внешности, наружном достоинстве и манерах поведения. Святой Григорий тогда сказал, что следует придавать значение не столько наружным качествам, сколько духу и духовным способностям. Тут некоторые острословы с издевкой закричали: «Давайте выберем епископом Александра угольщика!» И весь зал разился смехом. Святой Григорий спросил, кто этот Александр. И считая, что его имя на соборе упомянули не без Божия Промысла, повелел привести его в собрание. Угольщик, как и полагалось ему по роду занятий, был весь в саже, а к тому же и в оборванной одежде. Его появление опять вызвало смех среди собравшихся. Тогда святой Григорий, отозвав его в сторону, заклинал его сказать о себе правду. И Александр поведал ему, что был он греческим философом, занимал высокое положение и пользовался всеобщим почетом, однако с той поры, как прочитал и уразумел Священное Писание, оставил всё, уничижил себя и стал юродивым Христа ради. Григорий приказал вымыть его и облечь в новые одежды, а затем вместе с ним пришел на собор и перед всеми начал экзаменовать его по Священному Писанию. И все поразились мудрости и словам благодати исходящим из уст Александра и едва могли распознать в этом мудреце бывшего молчаливого угольщика. Единогласно был он избран в епископы. Своей святостью, рассудительностью и добротой приобрел он любовь своей паствы. Мученически скончался за Христа в Диоклетианово гонение.
Люди смотрят на одежду и лицо,
Бог же – в сердце взором проникает.
Угольщиком Александр был,
Но хоть тело копотью покрыл –
Гарь сия смывается водой;
Хуже, если сердце полно сажей злой.
Здесь вода нисколько не поможет –
Только пламень веры попаляет скверну,
Покаянный плач омыть способен душу.
Легче сделать белой угольщика кожу,
Чем греховное очистить сердце.
Александр облечен смиреньем,
Как огонь, в пещере сокровенный.
Не один его насмешник обидел;
Но чего не видел мір – Григорий видел.
Духом проницательным разгадал он тайну,
В угольщике – мужа свята распознал:
Свет прекрасный в сосуде скудельном,
Мудрость величайшую под крылом юродства,
Сердце чистое средь копоти едкой,
Душу царственную в лохмотьях.
Не дает Господь укрыться свету тайному,
В нужный час его являет міру темному –
К пользе вящей и спасению людей, –
Таковы Господни дивные уроки.
Рассуждение:
Научись уважать и любить малых и простых людей. Таких больше всего на земле, таких больше всего и в Царстве Божием. В них нет гордости – того основного безумия, которым болеют души богатых и сильных міра сего. Нередко свои обязанности исполняют они в этом міре совершенно, однако посчитают смешным, если кому-то вздумается хвалить их за это; тогда как люди знатные требуют похвалы за каждое свое дело, зачастую отнюдь не совершенно исполненное. Святой Александр был знаменитым философом, однако бросил всё, сокрылся от высшего света и мірских похвал, смешал себя с самыми незначительными и простыми людьми – стал угольщиком среди себе подобных. Вместо прежних панегириков и почестей – с радостью переносил он насмешки от детей, бежавших за ним и дразнивших его при виде его закопченных лохмотьев. Впрочем, не один он любил жить среди малых и презренных людей. Многие цари и князья, познав сладость Христовой веры, снимали короны с головы и убегали от мірской суеты в общество людей низкого происхождения. Не Сам ли Царь царей, Господь наш Иисус Христос, явился среди пастухов и рыбаков? Преподобный Зенон советует: «Не избирай славного места для жилья и не дружи со знаменитостями».
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.