Жития Преподобных Андроника (ок. 1395г.), Саввы (XV) и Александра Московских, Даниила Черного и Андрея Рублева. 26 июня
Первые сведения о преподобном Андронике находятся в Житии Преподобного Сергия Радонежского, составленном около 1418 года преподобным Епифанием Премудрым.
Некий юноша явился к Преподобному Сергию Радонежскому и стал умолять, чтобы он облек его в святой иноческий образ. Преподобный Сергий не отверг моления юноши: совершил его иноческий постриг и нарек имя Андрони́к. Видя, что преподобный Андроник очень любит безмолвие и молчание, преподобный Сергий благословил ему жить в келлии одному. В воздержании же и трудах преподобный Андроник старался ревновать своему старцу.
Долгое время находился преподобный Андроник в послушании у Преподобного Сергия. Преподобный Андроник воспринял от святого старца такой навык в иноческой жизни, что сам Преподобный Сергий удивлялся его подвигам и умножавшейся добродетели. Великий авва молил Бога, чтобы Он даровал его юному ученику духовную крепость совершить течение жизни до конца без преткновения. Так прошло десять лет.
Однажды преподобному Андронику пришел помысл выйти из Троицкой обители, чтобы основать свой монастырь (как и случилось впоследствии, когда еще был жив святитель Алексий). Преподобный Андроник не скрыл помысла от своего старца. Поэтому, когда святитель Алексий пришел к Преподобному Сергию для духовной беседы, Преподобный Сергий спросил его: «Есть некоторые из братии, которые, когда приходят к святому иноческому образу, тогда всего отрекаются, а потом, прожив десять лет, другие же и более, хотят воспринять священный сан. Ты же как повелишь, Владыко святый, благословить или нет?» Святитель Алексий ответил: «Ты имеешь от Бога дар рассуждения. Если видишь кого, что он сможет пасти стадо Христово – не возбраняй ему, а если видишь кого, что он хочет принять священный сан не ради Бога, а ради человеческой славы – таковым возбраняй». Долго еще продолжалась беседа. Святитель Алексий обратился к Преподобному Сергию: «Возлюбленный отец, хочу тебя об одном просить, если даруешь мне». Преподобный ответил ему: «Что хочешь, Владыко святый, всё твое». Тогда святитель Алексий сказал: «Хочу, чтобы ты благословил мне Андроника». Преподобный Сергий ответил: «Я сказал тебе, что если кого ты требуешь, то волен во мне и в моей братии».
Взяв преподобного Андроника, святитель Алексий вернулся в Москву. Он предоставил много средств для основания нового монастыря, место для которого было выбрано за рекой Яузой.
На вопрос преподобного Андроника во имя кого построить храм в обители, святитель Алексий рассказал: «Когда мы плыли от Константинова града к Русской земле, внезапно поднялся сильный ветер в море, так что корабль начал погружаться. Тогда я дал обещание, что если Господь поможет мне, то создам церковь в честь того святого, праздник которого случится в день, когда приду к пристани. И тотчас же Божиею помощию волнение прекратилось на море, и мы вошли в пристань месяца августа в 16-й день. И завещал я поставить церковь в честь Нерукотворенного образа Спасова, но забываю в делах церковных. Ныне же хочу упраздниться от дел и исполнить обет».
Так вскоре была воздвигнута прекрасная церковь, освященная митрополитом в честь пречистого Нерукотворенного образа Спасителя. Преподобный Андроник был поставлен святителем Алексием игуменом новой обители. В монастыре был принят общежительный устав. Преподобный Андроник со смирением и усердием нес настоятельские труды, пребывая во всяком воздержании и молитве; он был воистину кроток и смирен сердцем, как благоразумный ученик кроткого учителя – Преподобного Сергия. К преподобному Андронику часто приходили люди за духовным советом и благословением. Братия монастыря умножалась в числе и преуспевала в добродетелях (см.: «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего игумена Сергиа» – «Богословские труды», сб. 11., М., 1973, с. 226–227).
Некоторые современные исследователи указывают на несоответствие отдельных фактов этого сказания летописным данным и отмечают, что строительство Спасо-Андрониковского монастыря было связано с деятельностью не святителя Алексия, а святителя Киприана, митрополита Московского. Как бы ни решились в дальнейшем спорные вопросы, несомненно, что первоначальная история монастыря тесно связана с именами обоих Московских святителей: Алексия († 1378, память 12 февраля) и Киприана († 1406, память 16 сентября), что позволило в непродолжительное время собрать в монастыре прекрасных зодчих, иконописцев и книжных писцов.
Иеромонах Пахомий Логофет дополнил (около 1440 года) сказание преподобного Епифания Премудрого некоторыми подробностями, которые он, вероятно, знал из преданий Троицкого и Андрониковского монастырей. Так, например, он указывает, что преподобный Андроник «был из города и отечества святого Сергия», то есть из Ростовской земли; отмечает, что святой Сергий очень любил преподобного Андроника за его «доброе произволение и цветущие в нем добродетели». Иеромонах Пахомий Логофет пояснил также, что преподобный Андроник хотел основать новую обитель для того, чтобы учредить в ней общежитие. Возлагая упование на Бога, преподобный Андроник молился в себе: «Если будет угодно Богу, то может и на дело произвести». Рассказ святителя Алексия о буре, постигшей его во время плавания из Константинополя на Русь, иеромонах Пахомий Логофет поместил при описании беседы святителя Алексия с преподобным Сергием. Это, конечно, не противоречит сказанию преподобного Епифания, а лишь указывает, что и преподобный Сергий с самого начала знал, для чего святитель Алексий просит его возлюбленного ученика.
Иеромонах Пахомий сообщает также, что после построения церкви в честь Нерукотворенного образа Спасителя святитель Алексий чудно украсил ее, а икону образа Христова, обложенную золотом, которую он сам принес из Константинополя, поставил в церкви. Икону Нерукотворенного образа Спасителя иеромонах Пахомий сам видел в монастырском соборе. Этот очень важный факт о происхождении храмовой иконы Спасского собора Андроникова монастыря окончательно объясняет, почему монастырь был основан в честь Нерукотворенного образа Спасителя (некоторые исследователи считают, что в день празднования Нерукотворенного образа Спасителя святитель Алексий не мог находиться на море).
Далее иеромонах Пахомий Логофет сообщает, что через некоторое время после основания общежительного монастыря Преподобный Сергий пришел посмотреть строение своего ученика, похвалил его и благословил, освятив молитвой: «Господи, призри с Неба, и виждь, и посети место сие, которое Ты благоизволил создать во славу святого Твоего Имени». После этого, поучив о пользе душевной, Преподобный Сергий отошел в свою обитель. Монастырское предание сохранило память и о другом посещении Преподобного Сергия, когда он после продолжительной беседы с преподобным Андроником пошел в Нижний Новгород (1365 г.). На месте беседы впоследствии была поставлена часовня.
Одно из поздних преданий повествует, что благоверный князь Димитрий Донской († 1389) заезжал в Спасо-Андроников монастырь до Куликовской битвы (1380), а после победы здесь было встречено русское войско. Эти события и предания свидетельствуют, что Андроников монастырь в честь Нерукотворенного образа Спасителя пользовался особым покровительством как великокняжеского дома и Московской митрополичьей кафедры, так и Троице-Сергиева монастыря. О последних годах жизни преподобного Андроника и последующей истории его обители известно уже лишь из редакции жития Преподобного Сергия, составленной иеромонахом Пахомием Логофетом.
Слава об обители и духовных подвигах преподобного Андроника распространялась по Руси, так что многие, взыскующие иноческого жития, стали к нему собираться. Чем более умножалось братство, тем бо́льшие подвиги принимал на себя преподобный Андроник. Он старался преуспеть в усиленном воздержании, ночных бдениях, посте и молитве. И кто может поведать, как он, добрый муж, исправлял других? Каждого он, как отец, поучал, запрещал, умолял и восстанавливал на брань с невидимыми врагами и всех приводил к согласию кротостью. Так благоугодно прожил он много лет, нося на себе тяжесть всех. Когда же преподобный Андроник уразумел свое отшествие к Богу, он вручил паству своему ученику преподобному Савве, который сиял многими добродетелями. А сам, поучив братию о духовной пользе, отошел ко Господу († 13 июня 1395 года).
Преподобный Савва также содержал преданную ему паству в благочестии, чистоте и святости. Ради его великих иноческих добродетелей его почитали великие князья, иноки и народ. Поэтому и умножилось духовное стадо его учеников, из которых многие были поставлены игуменами в другие монастыри, а некоторые стали епископами. Пожив богоугодно и благочестно много лет, преподобный Савва отошел ко Господу. По смерти он явил чудеса, из которых особенно известным стало следующее. Один из его учеников, священноинок Ефрем (предполагают, что это был дед известного зодчего XV в. В.Д. Ермолина), был борим от беса блудной страстью. Он с верою притек ко гробу преподобного Саввы, и в молитве призвав его на помощь, вскоре получил исцеление. Через некоторое время игуменом обители стал преподобный Александр, ученик преподобного Саввы, муж весьма добродетельный и преуспевший в монашеских подвигах. С ним подвизался в обители и другой его старец, преподобный Андрей, иконописец преизрядный, который имел честные седины и всех превосходил мудростью. С помощью Божией преподобные Александр и Андрей воздвигли в своей обители прекрасную каменную церковь, которую украсили чудной росписью в память своих отцов. Сведения о жизни в Андрониковом монастыре знаменитых иконописцев преподобных Даниила Черного и Андрея Рублева известны также из жития преподобного Никона Радонежского, составленного иеромонахом Пахомием Логофетом около 1440–1450 годов, и из устного предания, записанного преподобным Иосифом Волоцким († 1515, память 9 сентября). В житии преподобного Никона говорится, что когда он в похвалу Преподобному Сергию воздвиг прекрасную церковь во Имя Пресвятой Троицы (после 1422 года), то очень хотел своими очами увидеть ее украшенной. Преподобный Никон спешно созвал иконописцев – преподобного Даниила и спостника его преподобного Андрея, и они чудным писанием украсили церковь. После этого преподобные иконописцы вернулись в Андроников монастырь, где и предали дух свой Богу.
Преподобный Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях, которые в Русской земле» писал со слов старца Спиридона, что святитель Алексий, митрополит Московский, основав Андрониковский и Чудовский монастыри, взял игумена для Андрониковской обители у Преподобного Сергия Радонежского – преподобного Андроника. С ним были его ученики Савва и Александр, и чудные и прославленные иконописцы Даниил и ученик его Андрей, и многие другие такие же. Преподобные Даниил и Андрей были так добродетельны и ревностны в постничестве и иноческой жизни, что сподобились Божественной благодати. Они так были исполнены Божественной любви, что никогда не упражнялись в земном, но всегда ум и мысль возносили к Невещественному и Божественному Свету, чувственное же око всегда возводили к написанным вещественными красками образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых. И в самый праздник Светлого Воскресения они, сидя на седалищах и имея пред собою всечестные и Божественные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь Божественной радости и светлости. И не только в тот день так творили, но и в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил. И, находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство.
Из этого свидетельства очевидно, что преподобные Андроник († ок. 1395–1404) и его ученики игумены Савва († ок. 1410) и Александр († после 1427), последовательно настоятельствовавшие в обители, и иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев († до 17 ноября 1426) – равно почитались как святые Спасо-Андроникова монастыря. Все они изображаются в лицевом житии преподобного Сергия XVI века с нимбами (издано в литографии Троице-Сергиевой Лавры в 1853 году). Преподобным Даниилу Черному и Андрею Рублеву принадлежат росписи важнейших храмов Русской Православной Церкви: Московского Благовещенского собора в Кремле (1405), Успенского собора на Городке в Звенигороде (нач. XV в.), Успенского собора во Владимире (1408), Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре (1422–1426) и Спасского собора Андроникова монастыря. До недавнего времени считалось, что Спасский собор был построен при игумене, преподобном Александре, между 1410 и 1427 годами. Некоторые исследователи относят время построения собора к 90-м годам XIV века (Спасо-Андроников монастырь. М., 1972, с. 12). Источники расходятся в том, какой из соборов, Троицкий или Спасский, был «конечным рукоделием» преподобных Даниила и Андрея. Однако древнее свидетельство о кончине и погребении преподобных иконописцев в родном для них Андрониковом монастыре было подтверждено недавней находкой. В одном из рукописных сборников начала XIX века некий Иона, именующий себя «керженским постриженником», приведя известные ему сведения о преподобных Данииле и Андрее, писал: «Святость обоих их свидетельствует и древле письменныя месяцесловы. Святыя же их мощи погребены и почивают в том Андроникове монастыре под старою колокольнею...» Ныне имя преподобного Андрея Рублева стало символом русского искусства. В Спасо-Андрониковом монастыре распологается музей имени Андрея Рублева. Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских, «Сказание о святых иконописцах», входившее в авторитетные «Иконописные подлинники» XVII–XIX вв., и святцы Троице-Сергиева монастыря, составленные в середине XVII в. на основании черновых записей старца Симона Азарьина, обращают особое внимание на духовную связь преподобных Даниила и Андрея с Троицкой обителью, на претворение ими в иконах духовного опыта Преподобного Сергия. «В XIV веке догмат [о Пресвятой Троице] по различным причинам стал предметом особенного внимания Вселенской Церкви и получил чеканную словесную формулировку. Завершителем же этого дела, увенчателем Средневековья стал чтитель Пресвятой Троицы – Преподобный Сергий Радонежский. Он постиг Небесную лазурь, невозмутимый, неотмирный мир, струящийся в недра вечной совершенной Любви, как предмет созерцания и заповедь воплощения во всей жизни, как основу строительства и церковного и личного, и государственного и общественного. Он увидел образ этой Любви вложенным в канонические формы Мамврийского Богоявления. Этот его опыт – новый опыт, новое видение духовного мира – воспринял от него сам преподобный Андрей Рублев, руководимый преподобным Никоном: так написал он «в похвалу отцу Сергию» икону Троицы» (Священник Павел Флоренский. Иконостас.– Богословские труды. Сб. 9. М., 1972, с. 108).
Преподобный Андрей Рублев – духовный внук Преподобного Сергия, это не раз подчеркивалось. Но подобно тому, как Троицкий собор воплотил в себе духовный опыт Преподобного Сергия, духовный опыт преподобного Андроника и его учеников воплощен в соборе в честь Нерукотворного образа Спасителя Андроникова монастыря. Этот монастырь явился выразителем основных идей православного иконописания.
Богодуховность иконописцев, нерукотворность и чудотворность икон – вот что должен был являть по мысли основателей Андроникова монастыря собор в честь Нерукотворного образа Спасителя. Идейный смысл соборного храма Андроникова монастыря раскрывается в восклицании автора «Сказания о перенесении из Едессы в Константинополь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа»: «О чудо! Простая вода обратилась в краску и на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица» (Четии Минеи, 16 августа). И как завет иконописцам, звучат слова Спасителя, которыми Он запечатал письмо Авгарю: «Божие видение? Божественное чудо!» (там же). Поэтому принадлежность преподобных иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева к Андроникову монастырю в честь Нерукотворного образа Спасителя и их погребение в нем осознается как свидетельство об исконных, глубинных корнях православного иконописания.
Об иконах преподобных Даниила и Андрея еще в XVI–XVII веках свидетельствовали, что они «все чудотворные». Икона Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублева Соборным определением 1551 года приравнивалась к каноническому образцу (Стоглав. М., 1890, с. 1681). В «Степенной книге», составлявшейся под непосредственным руководством митрополита Московского Макария в 1560–1563 годах, преподобные Андрей и Даниил именуются «богодухновенными мастерами». Память преподобного Андроника и его святых учеников совершается в день кончины преподобного Андроника (13 июня) и в Соборе Радонежских святых (6 июля), установленном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 10 июля (н. ст.) 1981 года. Память преподобного Андрея Рублева отмечается также в день его тезоименитства – 4 июля, за день до праздника обретения честных мощей Преподобного Сергия. Преподобный Андроник на иконах пишется «стар вельми, сед, брада седа Николина; руце молебны; ризы преподобническия». Облик преподобных Саввы и Александра, Даниила Черного и Андрея Рублева воссоздается на основе многочисленных миниатюр.