Житие преподобной Евпраксии девы (413 г.).
Дочь цареградского знатного сановника Антигона и родственница императора Феодосия Великого. Вместе со своей матерью, молодой вдовой, переселилась в Египет. Там обходили они монастыри, делая щедрые вклады и молясь Богу. В семилетием возрасте, повинуясь своему горячему желанию, святая Евпраксия приняла иночество в одной из женских обителей. Чем старше она становилась, тем более тяжкие подвиги на себя налагала. Однажды постилась она в течение 40 дней. Упокоилась в 413 году в тридцатилетием возрасте. Носила в себе великую Божию благодать и врачевала самые тяжелые болезни.
Евпраксия, благородная девица,
Душа светозарная, небесная птица,
Обителью стала Бога Вседержителя,
Во плоти прославила Господа Спасителя.
Постом свое сердце твердо укрепляла,
А соблазны міра ни во что вменяла.
Богатство отбросила как пустое бремя,
Простилась навеки с почестями всеми.
Днем и ночью Богу горячо молилась,
Душа ее в подвигах крайне утончилась.
И на деву чистую Бог с небес призрел,
Слезную молитву дал ей в удел:
От обильных слез ее сердце пламенело,
Чуткими очами на весь мір смотрело.
Дар чудотворения дева восприяла,
Молодых и старых духом утешала,
Прогоняла демонов из среды людей,
И недуги лютые покорялись ей.
Светлою душою предстала пред Богом,
Сладости сподобилась горнего чертога.
Верой и делами дом воздвигла вечный,
Дом, приобретенный терпеньем бесконечным.
В доме оном Бог – Светило лучезарное,
Сокровище девы – сердце благодарное.
Со Христом на Царство призвана она,
Чистотой украшена, благости полна.
Рассуждение:
«Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго». Так писал святой Иоанн Златоуст молодой вдове, супруге усопшего цареградского вельможи Тирасия, советуя ей не вступать во второй брак. Первый брак Церковь благословляет с радостью, а второй – с печалью. Евпраксия старшая, мать святой Евпраксии и сродница царя Феодосия Великого, осталась молодой вдовой по смерти мужа, Антигона, с которым прожила в супружеской связи всего два года и три месяца, а сверх того еще год, по совместному обету, жили они как брат с сестрой. Царь и царица советовали ей вступить в брак с каким-нибудь другим знатным лицом. Но она не захотела даже слышать об этом, но, взяв свою дочурку Евпраксию, спешно удалилась с ней в Египет. Что тогда сказать о святой Олимпиаде и святой Евпраксии младшей? Как некогда святая Макрина, они были лишь обрученными девицами, но когда их обручники скончались, они считали себя вдовицами и не хотели даже помыслить о вступлении в брак. Какая чистота сердца! Какая верность единственному обручнику! Какой страх перед Богом! Какая ясная вера в будущую жизнь, в которой обрученная дева надеется увидеться со своим обручником!
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергея Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 6: Охридский Пролог: июль, август, сентябрь. - 2010. - 526 с.